Священное Писание 19 января: "Надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15)"
19 января, 2025 г.
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Утреня -
Евангелие от Марка, 1 глава
КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
9 <В те дни,> пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
Литургия -
Евангелие от Матфея, 3 глава
КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
13 <В те дни> приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
Послание к Титу, 2 глава
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ И БЛАЖЕННОЕ УПОВАНИЕ
11 <Сын мой Тит,> явилась благодать Божия*, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
3 глава
ВЕРА И ДЕЛА
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
* <БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ>
Святитель Феофан (Говоров) (1815–1894), епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, один из самых влиятельных духовных писателей XIX века, подвижник, богослов, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений:
«Вы уже были призываемы путем рождения, Крещения и воспитания – и стояли на добром пути, но уклонились, поправ благодать святого Крещения. Теперь снова призваны. Бойтесь опять отступиться от Бога. Благодать двояко действует: совне, когда призывает, – и это всеобщая благодать, никто не исключен, ибо Господь всем хощет спастися и в разум истины приити; когда кто, вняв призванию, обращается, тогда благодать чрез Таинство Крещения или Покаяния внутрь вселяется и там созидает спасение или образует из стихий добра, естественных человеку, нового человека, наследника вечного Царствия Небесного, не властительски, а руководительно и помогательно, то есть указывая добро и помогая совершать его».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919–2017), духовник Троице-Сергиевой лавры, один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI веков:
«Нигде мы не найдем такого ясного, такого полного ответа на все запросы нашего духа кроме как в Евангелии, в учении Того, Кто сказал: «Аз есмь путь и Истина, и Жизнь» (Ин. 14.6)... Сделаем Евангелие главной книгой своей жизни, не будем расставаться с ним, но всегда будем поучаться в нем, помня, что это – Слово Божие, воля Божия, в исполнении которой – жизнь вечная. А в неисполнении – погибель».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» («не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святого») (Тит. 3, 5)
Сергей Васильевич Кохомский (1851-1900), духовный писатель, магистр богословия, воспитанник Санкт-Петербургской Духовной Академии: «Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст. 11–14 гл. 2. Там сказано было, что Христос дал есть себе за мы, а здесь поясняется, почему это было нужно; потому, что сами люди не имеют дел праведности и могут быть спасаемы только милостию Христа, которая открылась именно в том, что Христос предал Себя правосудию Божию в жертву за людей. Когда говорится: не от дел праведных, ихже сотворихом мы, то разумеется отсутствие у нас дел, которые бы, помимо заслуг Христа, могли стяжать нам оправдание. Там, в гл. 2, говорилось: да избавит ны от всякого беззакония и очистит себе люди избранны; оставалось неясным, как избавление и очищение совершается над каждым из нас; здесь, в гл. 3, поясняется, что это совершается в крещении: спасе нас банею пакибытия и обновления. Христос избавляет и очищает, не только научая, не только внешним образов вменяя нам Свою праведность и чистоту, но и подавая нам новую жизнь, обновляя все существо наше. Это возрождение в новую жизнь совершается банею, под которою можно разуметь только баню водную (Еф. 5:26), освящающее и оправдывающее омовение (1 Кор. 6:11), – словом, крещение. – В этом водном крещении возрождение и обновление совершается силою Духа Святого (для Которого действие погружения и чувственная вода служат лишь средством и орудием); посему и сказало: пакибытия и обновления Духом Святым, егоже (Бог Отец) излия на нас (в крещении) Иисусом Христом. Здесь указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трех Лиц Божества, чему и соответствует совершение крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
(Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов. Владимир-на-Клязьме, 1904. С. 128)
Нет комментариев