Священное Писание 23 января: "В кротости примите насаждаемое слово (Иак. 1, 21)"
23 января, 2025 г.
Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
Вечерня -
Темы стихов паремий святителя единого:
Паремия 1
Притчей чтение:
Сокровище мудрости. Праведный и нечестивый. Мудрость – ценнее богатства. Олицетворение премудрости. Призыв к премудрости.
Паремия 2 Премудрости Соломони чтение:
Сокровища мудрости. Страх Господень прибавляет жизни. Премудрость – плодоносит правдой. Источник великого богатства. Язык мудрых. Ценность доброго имени. Премудрость обретается ищущим её. Природа премудрости. Добродетели – плоды премудрости. Премудрость – невеста и наставница. Премудрость – дар Божий Соломону и любящим её. Молитва Соломона. Взывание к Богу. Действия премудрости. Необходимость премудрости. Смертное тело – препятствие для премудрости.
Паремия 3 Премудрости Соломони чтение:
Похвала свойствам премудрости и правосудию. Потомство праведных и нечестивых. Проклятие нечестию. Природа премудрости. Преимущество премудрости. Премудрость в истории. Лот и гибель Содома. Странствование Иакова. Природа премудрости. Нечестие против премудрых. Угнетение праведника. Премудрость Божия избавляет от всякого зла. Пути мудрого.
Утреня -
Святителя:
Евангелие от Иоанна, 10 глава
ИИСУС ХРИСТОС - ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ И ДВЕРЬ ВО ДВОР ОВЧИЙ
1 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я — дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт.
Литургия -
Рядовое:
Евангелие от Марка, 10 глава
БОГАТЫЙ ЮНОША: ОПАСНОСТЬ БОГАТСТВА
17 Когда выходил Он <Иисус> в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Святителя Григория:
Евангелие от Матфея, 10 глава
ОТПРАВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ НА ПРОПОВЕДЬ
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он <Иисус> дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Рядовое:
Послание Иакова, 1 глава
ИСТИННОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ. ДОБРОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СЛУШАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ САМООБМАНА
19 …Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости* примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
ИСПОЛНЯТЬ СЛОВО БОЖИЕ
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира.
Святителя Григория:
1-е послание Коринфянам, 12 глава
ПОРЯДОК НА ДУХОВНЫХ СОБРАНИЯХ. ДАРЫ ДУХОВНЫЕ. ДАРЫ ДУХА СВЯТОГО.
РАЗЛИЧИЯ ДАРОВ
7 <Братия,> каждому даётся проявление Духа на пользу.
8 Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
* <КРОТОСТЬ>
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815–1894), епископ Тамбовский и Шацкий, один из самых влиятельных духовных писателей XIX века, подвижник, богослов, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений:
«Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. Кротость — добродетель, противоположная раздражительности и гневливости. Кто стяжал ее, тот изгнал целую половину страстей. Кротость с чистотою — ограда бесстрастия полного и совершенного. <…>
Враг обычно борет нас то гневом, то похотию,— чем когда удобнее. Но кого не тревожат ни гнев, ни похоть, кто стяжал против первого кротость и против второй чистоту; к тому для врага доступа нет.
Разумна да будет кротость всем человекам — не с тем, чтобы являть ее напоказ только людям, но в том смысле так говорится, чтобы все люди испытывали вашу кротость в отношении к себе. Это то же, что сказать: будьте кротки ко всем человекам, и своим и чужим, и большим и малым».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Григорий Нисский (331/5–ок. 394), епископ города Ниссы, богослов, философ, отец и учитель Церкви, один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова:
«…В ком вера в Евангелие делается твердою и непреложною, быв прежде плотию, посредством веры переходят в другое состояние, делаются духом, как говорит Господь, что «рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть» (Иоан. 3, 6). Итак утверждением в верующих евангельскаго слова Бог творит верующаго духом; а кто рожден от Духа, и кого таковый гром соделывает духом, тот возвещает Христа, потому что, как говорит Апостол, «никтоже может рещи Господа Иисуса» Христа, «точию Духом Святым» (1Кор. 12, 3)».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» («Вeра бо честа и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посeщати сирых и вдовиц в скорбeх их, и нескверна себе блюсти от мира») (Иак: 1, 27)
Иеромонах Евстафий (Халиманков) (род. 1975), кандидат богословия, преподаватель Минской Духовной Академии:
«В противоположность пустому благочестию апостол призывает к чистому и непорочному благочестию (θρησκεία καθαρὰ καὶ ἀμίαντος Так же: непорочный, незапятнанный. ) – т.е. истинное, правильное Богопочитание, служение Богу. И, прежде всего, это подлинное служение Богу апостол Иаков видит в помощи бедным, беззащитным людям: таким, как вдовы и сироты (ὀρφανοὺς καὶ χήρας). Апостол встает на защиту бедных и обездоленных, особенно сирот и вдов, что очень характерно для традиционного еврейского благочестия См., напр.: Пс. 67:6; Зах. 7:6–10; Мих. 6:6–8. .
Призирать (ἐπισκέπτεσθαι) – т.е. присматривать Ср.: еще варианты: 1) смотреть, рассматривать, обследовать (подвергать рассмотрению), глядеть, взирать, обозревать; 2) призревать, призирать; 3) посещать, проведывать, выбирать. . В этой заботе о сиротах и вдовах раввины того времени видели большой долг каждого еврея. Иисус Христос продолжает эту линию В Мф. 25:35–46 используется также глагол «ἐπισκέπτεσθαι» (посещать): «был болен и вы посетили Меня». : Он не раз приводил в пример вдов как образец благочестия См.: Мк. 12:41–44; Лк. 18:1–8. , а также Сам их защищал См.: Лк. 7:12; 20:47. .
Причем, посещать в данном контексте означает не просто прийти, помочь один раз и потом забыть об этом человеке, но постоянную заботу.
В их скорбях (ἐν τῇ θλίψει αὐτῶν) – букв.: в угнетении их – скорее всего, имеются в виду не гонения от врагов христианской веры, а тяготы их бедственного социального положения.
Хранить себя (ἑαυτὸν τηρεῖν) – так же: наблюдать, стеречь (для истинного благочестия).
Неоскверненным (ἄσπιλον) – незапятнанным, безупречным; от мира (ἀπὸ τοῦ κόσμου) – здесь под «миром» понимается некая универсальная управляемая дьяволом система зла, противостоящая Богу и Его людям Ср.: Ин. 7:7; 12:31; 1 Ин 5:19».
(Экзегетический комментарий на Послание апостола Иакова. Учебное пособие. Жировичи, изд. Минской Духовной семинарии, 2017. С. 31-32)
Нет комментариев