Ян ван ден Хекке – фламандский художник, график эпохи барокко, в основном известный своими натюрмортами, пейзажами и батальными сценами. После обучения в Антверпене он путешествовал по Франции и Италии, работал в Риме, где у него были высокопоставленные покровители. Прежде чем вернуться к работе в Антверпене, работал в Брюсселе, был особенно искусен в создании цветочных композиций. «Роскошный натюрморт» – одна из самых значительных работ Яна ван ден Хекке – полотно большого формата, выходящего за пределы жанровой необходимости, выполненное с необычайной виртуозностью.
На нидерландском языке подобные композиции обозначают словом Pronkstilleven («хвастаться»), натюрморты этого типа состоят из вещей редких и необычайно дорогих, выставляемых их владельцами напоказ, для утверждения своего статуса и изысканного вкуса. Натюрморт представлен на террасе, по барочному украшенной драпировками, и открывающейся в холмистый пейзаж с замком вдалеке. Стол изобилует предметами роскоши: тканями, серебряной и стеклянной посудой, экзотическими восточными диковинками, редкими и разнообразными деликатесами. Богатство явлено здесь в самой нарочитой форме.
Ключевым акцентом картины являются два красных омара, царственно возлежащие по центру. Об удовольствиях и радостях жизни говорят и надломленный хлеб, и праздничный пирог, и спелые фрукты, разложенные на столе. Ян ван ден Хекке населяет свой натюрморт и живыми существами. В левом верхнем углу у зеркала красуется попугай амазон, символизирующий тщеславие, а на полу скачет небольшая обезьянка, как олицетворение человеческих пороков. Важную роль в картине занимают музыкальные инструменты. Они говорят об увлечении аристократов и бюргеров XVII века музицированием. Примечательно, что некоторые тетради открыты – нотную запись можно прочитать.
На хрупкость и недолговечность земной жизни намекают тонкостенные стеклянные бокалы, раковины и небольшие механические часы. Ян ван ден Хекке мог также изобразить в своем произведении аллегорию пяти чувств, что было довольно распространено среди фламандских художников: «Слух» мы можем усмотреть в музыкальных инструментах, «Вкус» в изображении всевозможных яств на столе, «Обоняние» – во фруктах, источающих сладкий аромат, «Зрение» обозначено зеркалом, а «Осязание» мартышкой, отрывающей виноградину одной рукой, а другой сжимающей лозу.
Реставрация картины Ян ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» проведена в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа; реставраторы: В. Ю. Бровкин, М. В. Лапшин, С. Н. Богданов; исследования проведены К. Б. Калининой.
Нет комментариев