ВИДЕО И ПРЯМЫЕ ЭФИРЫ27 ноября, понедельник
13:00 Художественное наследие староверов Поморья. Выбор куратора
Hermitage Online
Смотреть Выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа» развёрнута в Манеже Малого Эрмитажа и приурочена к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни, крупнейшего духовного и культурного центра Поморья XVIII — первой половины XIX века. На экспозиции представлено почти 200 произведений XVII–XIX веков из фондов музея, которые прошли реставрацию в научных лабораториях Эрмитажа. Выставка охватывает все основные виды выговского искусства: икону, рукописную книгу, рисованный лубок, меднолитую пластику и резные изделия по дереву. Большая часть произведений будет впервые показана широкой публике. Онлайн-экскурсию проведёт куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Анна Иванникова.
3 декабря, воскресенье
12:00 Вместе с феей в Эрмитаж. Серия 9. «Рождество во дворце»
Видео для детей 4-6 лет
Дорогие дети! Фея Мария и котик Спросик зовут вас в сказочное путешествие по Эрмитажу. В каждой серии они будут открывать для вас тайны музея и дворца, рассказывать необыкновенные истории, показывать удивительные вещи и... все это будет сопровождаться настоящим волшебством!
В Зимнем дворце праздновали Рождество и ставили ёлку! Фея Мария покажет, где проходило торжество, и расскажет, что дарили детям в царской семье. Что же получит в подарок кот Спросик?
ВРЕМЕННЫЕ ВЫСТАВКИВ Арапском зале Зимнего дворца работает выставка
«Аромат Босфора», приуроченная к 100-летию образования Турецкой Республики. Экспозиция под таким метафорическим названием даёт возможность взглянуть на жизнь Османской Турции через предметы прикладного искусства, образ или функция которых неотделимы от понятия аромата.
В зале № 27 Зимнего дворца открылась выставка
«Под сенью султанской тугры. Османское наследие в памятниках каллиграфии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики». Тугра – сложная каллиграфическая композиция, в которую входит имя правителя и частично его титул. Образцы османской каллиграфии, фирманы, резные печати, монеты, вооружение и знамена продемонстрируют развитие искусства письма и каллиграфии в различных материалах и техниках от эпохи Средневековья до начала XX века.
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка
«Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности». На экспозиции будет представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспеха). В центре внимания – семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения.
Подробнее обо всех временных выставках читайте
на сайте Государственного Эрмитажа.
ЭКСКУРСИИ ПО ВЫСТАВКАМВыставку
«Художественное наследие староверов Поморья» можно посетить с
экскурсией. Ядро экспозиции составляют почти 60 икон, созданных мастерами Выга. Обширная коллекция Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского иконописания, в том числе «золотой эпохи» первой половины XVIII века, когда были заложены основные черты уникального художественного стиля — «поморского пошиба». Стоимость экскурсионной путёвки –
1300 рублей. Входной билет в музей приобретать
не нужно.
Выставка
«Умелых рук искусная работа...Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа» также доступна с
экскурсионным обслуживанием. На выставке можно увидеть лучшие образцы мелкой художественной пластики – статуэтки, медальоны и небольшие группы, выполненные в бронзе с 1800-х годов до рубежа XIX и XX веков. Они составляют основу коллекции французской скульптуры XIX века в Эрмитаже. Многие из представленных предметов экспонируются впервые. Стоимость экскурсионной путёвки –
1300 рублей. Входной билет в музей приобретать
не нужно.
Следить за появлением билетов на экскурсии можно
на сайте Государственного Эрмитажа.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС АВТОРСКОЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ «СОЗДАЙ ЭКСПОНАТ ДЛЯ ЭРМИТАЖА»–2023Государственный Эрмитаж и технопарк «Айра» принимают заявки на конкурс
«Создай экспонат для Эрмитажа» до 1 декабря 2023 года.
Конкурс продолжает старинную традицию создания новогодних и рождественских украшений своими руками. В конкурсе может принять участие человек любого возраста из любого уголка планеты. Основное требование – работы должны быть выполнены вручную и соответствовать заявленной теме.
Этим летом исполнилось 320 лет со дня основания Санкт-Петербурга, поэтому
тема 2023 года звучит так – «Люблю тебя, Петра творенье…».Источником вдохновения для участников конкурса может послужить все, что связано с Северной столицей – история города, его легенды, традиции и литературные маршруты, судьбы знаменитых петербуржцев, памятники архитектуры и забавные детали, оживляющие и одухотворяющие образ петровского Парадиза.
Оргкомитет конкурса выберет 200 финалистов, чьи работы украсят новогодние ели в Фойе Эрмитажного театра, а жюри во главе с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским назовёт победителей конкурса. Ими станут авторы лучших украшений в своих номинациях.
Об условиях участия в конкурсе читайте н
а сайте Эрмитажа и
официальной странице технопарка «Айра».
ПРОГРАММЫ МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРАМолодёжный центр – это музейное направление, где создаются экспериментальные просветительские и культурные проекты для студентов Санкт-Петербурга и других городов России.
Для молодёжи разработаны уникальные программы, включающие мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, циклы лекций по истории и теории искусства и многое другое.
Лекции
29 ноября, среда
19:00 Следы всемирных выставок в парижской архитектуре
Лекция из цикла «Архитектурная врезка»
Место проведения: Главный штаб
Лектор – историк архитектуры и искусства, руководитель Центра Музейной Педагогики Музея истории Санкт-Петербурга Анна Валерьевна Сирро
1 ноября мы начинаем новый цикл лекций Анны Сирро, посвящённый архитектуре — «Архитектурная врезка. Архитектурный объект как инструмент социальных изменений». Третья лекция будет посвящена Парижу и следам всемирных выставок в парижской архитектуре.
Цикл лекций и семинаров 2023-2024 будет проблематике социальных изменений, связанных с появлением нового архитектурного объекта в ткани города или природном ландшафте. На разных исторических примерах мы попытаемся проследить значимость архитектурной формы для развития или деградации человеческих отношений, формирования сообществ, изменения природных сред. Важным аспектом обсуждения станет попытка рассмотреть вопрос внимания или игнорирования контекста, генезис архитектурной формы в логике pro et contra. Дворец Нерона и музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, драма аэропорта Темпельхоф и эффект Бильбао, многолетние и даже вековые обсуждения наилучшего будущего в историях Нового музея Акрополя, Пермской картинной галереи и Тучкова буяна, – вот некоторые из тем, составляющих базовую структуру курса.
Вход на лекцию
бесплатный, необходима
регистрация.30 ноября, четверг
19:00 Постмодернизм, или Интеллектуальная игра с традициями
Лекция из цикла «Лексикон современного искусства»
Место проведения: Главный штаб
Лектор: сотрудник Молодёжного центра Татьяна Николаевна Иванова
Творчество художников, особенно в XX веке, часто воспринимается современниками субъективно, на эмоциональном уровне «нравится – не нравится». Для более объективной оценки необходима дистанция во времени. Сейчас, в середине второго десятилетия XXI века, становится ясно, какое направление в искусстве предшествующего столетия ушло в прошлое и стало частью классической традиции, а какое остаётся актуальным и сейчас.
В цикле лекций будут рассмотрены основные направления искусства XX века, которые и в настоящее время являются источником для творческих экспериментов актуальных художников. Форма «Лексикона» позволяет анализировать каждое из избранных направлений в целом, акцентируя степень его влияния на современный художественный процесс.
Вход на лекцию
бесплатный, необходима
регистрация 1 декабря, пятница
19:00 Костюм для сказки
Лекция из цикла «Одевая кино»
Место проведения: Главный штаб
Лектор: сотрудник Молодёжного центра Екатерина Бычкова
Киносказки знакомят нас с совершенно особенными мирами, визуальными кодами и эстетикой. Погружаться в них мы будем при помощи таких картин, как Волшебник страны Оз (1939), Красавица и чудовище (1946), Ослиная шкура (1970), Бесконечная история (1984), Лабиринт (1986), Десятое королевство (2000), Гарри Поттер (с 2001), Хроники Нарнии (с 2005), Алиса в стране чудес (2010) и других страшных сказок Тима Бертона, разнообразных экранизаций Золушки, Пиноккио (2020). Помимо этого мы поговорим о визуальном языке советских фильмов-сказок.
Лекции авторского семинара «Одевая кино» — это продолжение циклов «Заметки о костюме и моде» (2018/2019 гг.), «Советская мода» (2019/2020 гг.), «Мода и музей» (2021/2022), «Мода и кино: от «Метрополиса» до «Круэллы» (2022/2023), которое под новым углом показывает историю отношений костюма и кинематографа.
На этот раз разговор будет посвящен тому, как разные жанры в кино работают с костюмом, и как с его помощью на экране рождаются веселые, грустные, пугающие, захватывающие и романтичные архетипы, а герой превращается то в злодея, то в супергероя, то в сказочного персонажа, то в участника исторических событий, то в путешественника.
Вход на лекцию
бесплатный, необходима
регистрация ЛЕКТОРИЙЗанятия проводятся в Главном штабе (Дворцовая площадь, д. 6/8, в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня», (Заусадебная улица, д. 37) и во Дворце Меншикова (Университетская набережная, д. 15).
30 ноября, четверг
18:45 Архитектура и дизайн ар-деко
Лекция из цикла «Ар-деко: утончённость, смелость, строгость, роскошь»
Место проведения: РХЦ «Старая деревня»
Лектор: специалист по искусству XIX – XX веков Вероника Борисовна Губина
«Ревущие двадцатые» – так называли период после Первой мировой войны, когда люди пытались поскорее забыть о случившимся и насладиться жизнью. В 1925 году в Париже состоялась «Международная выставка декоративного и промышленного искусства», ознаменовавшая оформление нового стиля «ар-деко». Ар-деко сосредоточил в себе умонастроения 20-х и 30-х годов. Он был яркий, декоративный, современный и роскошный. Мастера этого стиля наследовали формы модерна и усваивали достижения авангардного искусства, воспевали красоту технологии и обращались к эстетике Древнего Египта, Индии и Японии.
1 декабря, пятница
19:00 Перуджино. «Портрет молодого человека». К завершению реставрации
Лекция к временной выставке
Место проведения: Главный штаб
Лектор: куратор выставки, хранитель коллекции итальянской живописи
Зоя Владимировна Купцова
В Эрмитаже открылась выставка «Перуджино. “Портрет молодого человека”: к завершению реставрации», приуроченная к 500-летию со дня смерти Пьетро Перуджино – одного из выдающихся мастеров итальянского Возрождения. Картина была написана в конце XV века, и за долгое время живопись пострадала: появились многочисленные царапины и сильные загрязнения, лак помутнел, а за поздними записями потерялись первоначальные тон и цвет. Исследования и кропотливая работа эрмитажных реставраторов позволяют нам оценить подлинное мастерство и уникальную манеру художника.
2 декабря, суббота
13:00 Немецкая скульптура эпохи Возрождения. Власть материала
Лекция из рубрики «Немецкая скульптура эпохи Возрождения»
Место проведения: Главный штаб
Лектор: специалист по немецкому искусству, кандидат искусствоведения
Людмила Валерьевна Фролова
Немецкая скульптура эпохи Возрождения необыкновенно разнообразна. Храмы и ратуши наполняли изображения Христа и святых, ангелов и чудовищ, правителей и воинов, епископов и античных мудрецов, красавиц и танцующих шутов. В дело шли не только привычные камень, дерево и бронза, но и гнутая жесть, веревки, лосиные рога и, конечно, яркие краски. Именно скульптура играла главную роль в немецком искусстве до Дюрера, лишь в начале XVI века разделив пальму первенства с живописью и гравюрой.
2 декабря, суббота
18:00 "Старообрядческие Афины": Выговская пустынь
Лекция из цикла к временной выставке «"Древлего благочестия ревнители": традиции и искусство старообрядцев»
Место проведения: Главный штаб
Лектор: куратор выставки «Художественное наследие староверов Поморья», хранитель коллекции поздних русских икон Анна Петровна Иванникова
Выговское общежительство – крупнейший духовный и культурный центр Поморья XVIII – первой половины XIX века, возникший в 1694 г. к северо-востоку от Онежского озера по верхнему и среднему течению реки Выг. Художественное наследие Выговской поморской пустыни по праву считается одним из самых значительных направлений в старообрядческом искусстве. Созданные местными мастерами произведения отличаются ярким своеобразием и единством стиля, проявившимся во всех отраслях творчества: иконописи, рукописной книге, религиозных настенных листах, меднолитой пластике и резных изделиях по дереву.
Билеты можно приобрести
на сайте музея, а также в кассах Главного штаба и РХЦ «Старая Деревня». Узнать подробнее о лекциях в Главном штабе можно
по ссылке.
ЛЕКЦИИ ОНЛАЙНПриглашаем на уникальные авторские онлайн-лекции сотрудников Государственного Эрмитажа, которые проходят на платформе
Webinar (МТС Линк).29 ноября, среда
18:00 София Юстиниана
Лекция из цикла «София двух Империй. Собор Святой Софии в Константинополе»
Место проведения: Webinar (МТС Линк)
Лектор: специалист по искусству Византии Анастасия Андреевна Семёнова
Византийские "ренессансы" в изобразительном искусстве возникали в ответ на непростые, а порой и трагические события в истории Византии. Эти периоды "возрождения" – необычайного расцвета художественной жизни в Империи - как в зеркале отразились и во внутреннем убранстве храма Святой Софии в Константинополе. Не одно поколение императоров стремилось к благоукрашению столичного собора, приумножая число великолепных мозаичных циклов на его стенах и сводах. Об истории создания, бытования и реставрации мозаик храма Святой Софии вы узнаете на лекции.
3 декабря, воскресенье
14:00 Во времена Елизаветы. Коллекции русских вельмож
Лекция из цикла «Диковины, курьезы и художества. Коллекции и их собиратели в России в XVII - первой половине XVIII века»
Место проведения: Webinar (МТС Линк)
Лектор: кандидат исторических наук Ирина Витальевна Саверкина
Вступив на российский престол, Елизавета Петровна всячески подчеркивала, что является дочерью Петра Великого и продолжательницей его дел. Произведения искусства украшают резиденции императрицы и ее наследника – великого князя Петра Федоровича. В это же время создаются крупные коллекции вельмож, в составе которых наблюдалось развитие художественного вкуса, умение оценить, проникнуться красотой художественного произведения. К таким коллекционерам относятся графы Шереметевы, президент Академии Наук, гетман Малороссии К.Г. Разумовский, дипломат, вице-канцлер М.И. Воронцов.
Для посещения онлайн-лекций необходимо приобрести
билет на сайте музея в разделе «Лекции онлайн».
Продажа билетов завершается
за час до лекции.Узнать подробнее о Лектории Государственного Эрмитажа и ознакомиться с инструкцией по посещению онлайн-лекций можно
по ссылке.
ЭРМИТАЖ РЕКОМЕНДУЕТПредлагаем вам посмотреть
подборку видеосюжетов, посвящённых иконописи.
Нет комментариев