Иоанна Грудзинская
Из воспоминаний графини Анны Потоцкой: «На другой день великий князь отправился к своей прежней любовнице, только что вышедшей замуж за молодого офицера Вейса, и, явившись с ней к молодой жене, представил ее княгине, выразив при этом желание, чтобы между ними установились добрые отношения. Княгиня наотрез отказалась от этого знакомства, чем великий князь был очень рассержен; между ними возник разлад, который увеличивался с каждым днем. Общество приняло сторону законной жены, столь жестоко обманутой в своих лучших надеждах. До сих пор ею не особенно интересовались, но теперь ее печальное положение вызвало у всех глубокое сострадание. Она чахла на глазах у всех, ее смертельная бледность, небрежная прическа прелестных белокурых локонов, ее лучшего украшения, все это делало ее похожей на Офелию. Жанна тщательно скрывала свою печаль, но лицо и растерянный взгляд выдавали тайные страдания. Казалось, она не видит и не слышит ничего из того, что происходит вокруг нее. В таком состоянии, совершенно безучастная ко всему, она присутствовала на празднествах, устроенных по случаю ее бракосочетания. Она беспрекословно исполняла роль, возложенную на нее ее повелителем, и, как заведенная машина, следовала за великим князем, не глядя на него. Она сидела молча, не двигаясь, и только по приказу супруга подавала безжизненную руку склонявшемуся перед ней кавалеру, медленно вставала со своего кресла, не говоря ни слова, делала несколько па полонеза и снова машинально занимала заранее указанное ей место». Попытка подружить жену и любовницу – затея заведомо сомнительная, тем более с учетом столь различных характеров и социального положения двух женщин. Госпожа Вейс ясно почувствовала эту дистанцию, и в купе с ревностью и скверным характером это привело лишь к постоянному желанию побольнее задеть более «счастливую» соперницу. Константин даже не пытался пресечь неблаговидное поведение любовницы.
Развязка этой драмы произошла неожиданно. Вскоре после свадьбы в Варшаву приехал Александр I. «Император, желая доставить удовольствие своей belle-soeur и видя, что у нее нет клавикордов, прислал ей самый лучший инструмент, какой только нашелся в Варшаве. В один из утренних визитов, которые великий князь любил особенно, госпожа Вейс, сумевшая проникнуть в будуар княгини, не без удивления заметила там великолепные клавикорды. Вообразив, что этот подарок сделан не кем иным, как самим великим князем, она устроила ему сцену ревности и, желая показать свою силу великой княгине, которую беспрестанно оскорбляла, имела дерзость потребовать эти клавикорды себе. Княгиня ответила гордым отказом. Произошла бурная сцена, но после энергичного отпора, к которому Константин совершенно не привык, княгине все же пришлось уступить, и чудесный инструмент с этого дня сделался украшением салона госпожи Вейс. Случай, часто обнаруживающий самые сокровенные тайны, помог и здесь. Александр почти каждый день обедал у брата в Бельведере. Однажды после обеда он предложил невестке пройти в ее будуар и доставить ему удовольствие игрой на клавикордах. Неизвестно, кто из супругов был более смущен этим предложением, но, как бы то ни было, великий князь решил обратить все в шутку, между тем как его жена, не говоря ни слова, залилась слезами». Причина разлада в недавно созданной ячейке общества была установлена, а любовница с позором выслана из города. Вместе с Вейсом Жозефина уехала в Ниццу, где и скончалась в 1824 году.
Мир в семье Константина был восстановлен, в дальнейшем брак был счастливым. Чтобы поддержать невестку, Александр I также пожаловал ей княжество Лович, название которого она присоединила к своему титулу. После восстания в 1830 году Константин Павлович с семьей покинул Царство Польское. Умер он в 1831 году.
Канал
"занимательная история"
#ЛюбимаяГруппа #Творчество #Живопись
Комментарии 11
Спасибо!