Таким образом, станет ли жизненная ситуация причиной стресса, зависит от ее когнитивной оценки человеком. Одна и та же ситуация может стать для одного человека стрессогенной, а для другого вовсе не угрожающей. И даже для одного и того же человека в разное время одна и та же ситуация в одном случае может быть стрессовой, а в другом — нет. Значит, когнитивная оценка ситуации обусловлена как личностными особенностями самого человека, так и социальным контекстом (семейной атмосферой, ситуацией на работе), в котором человек находится в данный момент.
В основе этого лежит коррекция иррациональных стрессогенных установок. Установка — это тенденция к определенной интерпретации происходящего, а от адекватности интерпретации зависит качество адаптации, т.е. качество жизни человека.
Создатель рационально-эмотивной терапии Альберт Эллис на основе многолетних исследований составил подробный список иррациональных убеждений. Иррациональные установки — это мысли, представляющие собой неадекватное отражение действительности и в силу этого мешающие успешной адаптации личности. Каждая установка имеет свои особые слова-маркеры.
Самые частые иррациональные установки, приводящие к стрессу .
1. Установка долженствования. Центральной идеей служит идея долга. Смысл слова «должен» — только так и никак иначе. Поэтому слова «должен», «должны» и им подобные означают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Работа установки долженствования неизбежно приводит к появлению острого или хронического стресса.
Проявляет эта установка себя в трех сферах.
Первая сфера — установка долженствования в отношении себя: «то, что я должен другим». Наличие данного убеждения будет служить источником стресса в том случае, если что-то будет напоминать вам об этом долге и одновременно что-то будет мешать его исполнить.
Вторая сфера — установка долженствования в отношении других: «что мне должны другие». То есть как другие люди должны себя вести, как говорить и что делать в моем присутствии. И это один из мощнейших источников стресса, потому что вряд ли у кого-то в жизни есть такое окружение, которое будет всегда, целиком и полностью оправдывать все ожидания.
Третья установка — требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что должны нам «природа», правительство и пр. Слова-маркеры: «должен», «кровь из носа», «во что бы то ни стало».
Основная причина стрессогенности установки долженствования — невозможность повлиять на ситуацию и невозможность воспринимать ее по-другому одновременно. Для трансформации данной стрессогенной установки из дезадаптивной в адаптивную следует осознанно заменять в своих убеждениях и ценностях понятие долженствования на понятие пожелания. То есть вместо «я должен» — «я хочу» или «мне бы было полезно...» Значение этих слов в корне меняет отношение к ситуации. В одном случае это — неизбежная необходимость, с которой невозможно что-либо сделать. В другом — свободный выбор.
2. Установка катастрофизации. Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Находясь под влиянием установки катастрофизации, человек оценивает некоторые неприятные события как нечто катастрофическое, чудовищное, разрушающее всю жизнь. Слова-маркеры: катастрофа, ужас, кошмар, конец света. Для трансформации данной иррациональной установки следует осознанно заменять в своих убеждениях крайне негативную оценку установку, не базирующуюся на реальных фактах.
3. Установка предсказания негативного будущего. Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом неважно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов. Слова-маркеры: «а если вдруг», «а что, если»...
4. Установка максимализма. Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности. Мышление характеризуется позицией «все или ничего». Эта установка в значительной мере способствует развитию стресса.
Наше восприятие ситуации как стрессовой во многом зависит от стиля объяснения причин удач и неудач . М. Селигман использует такое понятие, как «выученный оптимизм», главным признаком которого является четкое обозначение критериев «оптимизма» и «пессимизма». Критерием для диагностики оптимистичного и пессимистичного стиля мышления является стиль объяснения человеком удач и неудач в его жизни.
Существуют три ключевых параметра вашего стиля объяснений: устойчивость, генерализация и персонализация.
1. Устойчивость. Люди, которые легко опускают руки, убеждены, что причины случившихся с ними неприятностей носят устойчивый характер. Они считают, что неприятности будут продолжаться, будут всегда портить им жизнь. Та категория людей, которая сопротивляется беспомощности, полагает, что неприятности — временное явление. Если, размышляя о неприятностях, вы используете выражения «всегда» и «никогда», а также подчеркиваете фактор постоянства и неизменности, значит, у вас устойчивый пессимистичный стиль. Если вы размышляете в категориях «иногда» и «в последнее время», если подчеркиваете мимолетность и скоротечность негативных событий, то у вас оптимистичный стиль. Оптимистичный стиль объяснения позитивных событий прямо противоположен оптимистичному стилю объяснения негативных. Люди, полагающие, что причины приятных событий имеют устойчивый характер, оптимистичны в большей степени, чем люди, объясняющие такие события неустойчивыми причинами. Оптимистичные люди объясняют позитивные события устойчивыми причинами, такими как личные качества, способности, тем, что так происходит всегда. Пессимисты называют преходящие причины: настроение, степень приложенных усилий, случайность, говорят, что так происходит иногда.
Нет комментариев