Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда Эпоха, что породила его, приходит вновь. В Эпоху, называемую Третьей Эпохой, Эпоху, которая еще будет, Эпоху, давно минувшую, поднялся ветер.... Не был ветер началом. Нет ни начала, ни конца оборотам Колеса Времени. Оно само начало всех начал.
Так начинается каждое сказание в Мире Колеса Времени, вселенной, в которой основополагающим фактором является Колесо Времени и, сплетаемый им Узор. Великий Узор или Кружево Эпох — есть сущность и реальность, прошлое, настоящее, и будущее известного мира. Но он не только суть реального мира, но также воплощает в себе другие миры и вселенные, другие реальности, другие возможности. Колесо вплетает в Великий Узор и происходящие события, и те события, что произойдут позже, и те, что только могут произойти. В Узоре свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть, мужское и женское начала сплетены в потоки судеб, обеспечивая, таким образом, равновесие в мире...
Но в этой статье, я хочу написать не о том, что представляет собой вселенная Колеса Времени, а об авторе этого мира Роберте Джордане, его книгах и какое влияние они оказали на жанр фэнтези. 17 октября 2019 года писателю бы исполнился 71 год.
«Его вклад в современное фэнтези неоценим. Огромная эпопея Колесо времени заложила новые основы жанра и открыла двери множеству последователей.» — Джордж Р.Р. Мартин
«Любой кто пишет фэнтези знает, что Роберт Джордан не просто часть ландшафта, он монолит в ландшафте.» — Патрик Ротфусс
«Око мира стало поворотным моментом в моей жизни. Я читала и наслаждалась» — Робин Хобб
«Книги Роберта Джордана оказали определяющее влияние и вдохновили целое поколение писателей фэнтези.» — Брент Уикс, автор циклов «Ночной Ангел» и «Светоносный».
«Я часто называю себя «внуком Толкина», потому что чувствую, что поколение Роберта Джордана брали идеи и уроки, которым Толкин научил их, создавая «Властелин колец» и применяя их впервые. Но я не вырос, читая Толкина, я вырос, читая Роберта Джордана! Я прочитал Толкина когда стал гораздо старше и цену его, но действительно, базовой историей, которую я использовал в качестве модели для обучения написанию эпического фэнтези, было Колесо времени.» —Брэндон Сандерсон.
Брэндон Сандерсон о Колесе Времени, Роберте Джордане и его наследии.
Цикл «Колесо времени» не только заложил основы современного фэнтези и вдохновил молодых писателей, но благодаря грандиозному успеху открыл двери для масштабных фэнтези серий, которые длиннее, чем обычная трилогия или даже пенталогия. ( например, Стивен Эрриксон не мог найти издателя для Садов Луны целых 8 лет, пока не подписал контракт на 10 лет и 9 книг )
Этот успех породил также множество эпигонов и работ «под Джордана». Терри Гудкайнд, вслед за Джорданом, выпустил цикл «Правила Волшебника» нимало не заботясь o необходимости привносить в него сколь бы то ни было оригинальных находок. Марк Энтони, Гэвриел Кей и некоторые другие также использовали в своих работах наработки Роберта, но Джордану при этом удалось оставаться не только первым, но и самым популярным.
Рождение и молодость.
Ветер дул через Южную Каролину. Он прошел через долины и холмы, пересек реки, пока не достиг Чарльстона. Это было 17 октября 1948 года, когда Свет послал Роберта Джордана в наш мир. Его настоящее имя Джеймс Оливер Ригни-младший (James Oliver Rigney, Jr), но в основном он был известен под своим псевдонимом. Благодаря своему брату, который старше его на 12 лет, он начал знакомство с фантастической и приключенческой литературой в самом раннем детстве. «Когда родители оставляли его за няньку, он читал мне, - вспоминает Джеймс. — «причем не книги для детей, а те, которые интересовали его самого, — Марка Твена, Герберта Уэллса, Жюля Верна.» Читать он тоже научился очень рано, и к его списку любимых писателей, быстро добавились Луис Ламур, Чарльз Диккенс, Джон В. Макдональд, Роберт Хайнлайн и Джейн Остин. По признанию Джеймса, именно они оказали больше всего влияния на его творчество и он мог их читать в любое время.
Когда Ригни исполнилось 20 лет, его призвали и отправили воевать во Вьетнам в качестве солдата и воздушного стрелка в вертолет. Во время службы, он много раз подвергался обстрелу. Однажды, вертолет был сбит, после чего Джеймсу пришлось бежать 25 миль, прежде, чем достигнуть безопасной зоны. Сослуживцы прозвали его "Iceman" за хладнокровное, собранное поведение под огнем и способность выполнять жизненно важные задачи, даже с трупами вокруг. В интервью Джордан вспоминал:
«На задании обычно не видишь людей - огонь открываешь сразу, как замечаешь какое-то движение, и не думаешь, что это — человек. Иначе нельзя - это война, и мораль военного человека - иная, чем у гражданского лица: для командира главное — выполнить боевую задачу и сберечь своих солдат. Рефлексировать в бою опасно - тебя убьют раньше.»
Но был один случай, который все же его потряс. На одном из задании, Джеймс застрелил женщину из Вьетконга, которая вытащила автомат.
«Это застряло у меня в голове. Я был воспитан очень старомодным способом. Не причиняй боль женщинам — не делай этого. Это единственное, что застряло у меня в голове надолго.»
Нежелание некоторых персонажей Джордана, причинять боль женщинам, как раз связано с этим посттравматическим синдромом.
С 1968 по 1970 года Джеймс Ригни отслужил два срока и получил ряд правительственных наград в числе которых: Крест летных заслуг, Бронзовая звезда с литерой V ( за доблесть при прямом контакте с врагом), боевые медали и два вьетнамских креста за храбрость.
Нет комментариев