Шум в ушах как форма алгопсихалии или психалгии
Шум в ушах или «тиннитус» – это отоневрологическое расстройство, характеризующееся наличием у пациента фантомного слухового восприятия определенных звуков (шумов) при отсутствии внешнего (объективного) раздражителя.
С аудиологической точки зрения нет различий в психоакустических свойствах (интенсивность, частота, уровень маскировки) между людьми, страдающими шумом в ушах, и без него. Вопреки аудиометрическим параметрам, восприятие и тяжесть шума в ушах определяются общим неврологическим и психологическим здоровьем пациента. Это объясняет, почему одни люди с шумом в ушах ведут здоровую и продуктивную жизнь, в то время как другие чувствуют себя несчастными, непонятыми из-за своих симптомов, страдают, чрезмерно фиксированы на симптомах, превращают свою жизнь в постоянный поиск лечения, и борьбу с ними, негативно, парадоксально, с недоверием реагируют на различные формы лечения, и помощи. Также следует учитывать, что все мы испытываем шум в ушах в тои или иной момент, но не у всех у нас развивается тиннитус-дистресс и переход в его навязчивое состояние.
Восприятие шума в ушах обычно исчезает за короткое время благодаря нейрофизиологическому механизму привыкания. Однако, в случае довлеющего эмоциональных факторов, например тревоги о здоровье, разрушающих обсессивно-компульсивных тенденций, страха, тревожности (ситуативной, личностной) или общего напряжения, усталости продолжающееся чрезмерное восприятие шума в ушах закрепляется. Интересно, однако, что примерно 40% пациентов не могут определить какую-либо основную одну причину своего шума в ушах и часто не замечают, что он вызван накопленной усталостью. Развитие и течение расстройства связаны с психологическими факторами и выступает своеобразным эмоциональным термометром. Например, вариации эмоциональных состояний (усталость, раздражение, гнев, подавленность), мнительность, склонность к тревожным застреваниям у пациентов связаны с возникновением шума в ушах и чувствительностью улитки. Следовательно, эмоциональные переменные, такие как эмоциональные состояния и динамика эмоций, могут быть по-разному релевантны во взаимосвязи «громкость шум-дистресс» в зависимости от типа ощущения громкости шума в ушах.
Исследования и клиническая практика по отношению к тиннитусу остаются по сей день сосредоточенными на симптомах и их подавлении, в ущерб более целостному мультимодальному подходу, т.е. с учетом психодинамических, внутриличностных аспектов, поведенческих аспектов, который проливает свет на его потенциальное влияние на самоощущение, жизненную ситуацию, переживаемое время, чувство идентичности, социальные отношения и жизнестойкость.
Психоаналитический (психодинамический) подход связывают тиннитус со склонностью к соматизации аффекта, расстройствами личности, замаскированной (маскированной, соматизированной) депрессией, чувством вины, накопленными травмами, защитой от потери, подавленной враждебностью и агрессией.
Тяжесть хронического шума в ушах часто связана с бессонницей, тревогой и депрессией, и усталостью, которые пациенты не замечают, игнорируют, пытаются компенсировать различными средствами.
Психодинамическое понимание шума в ушах предполагает, что болезненное состояние вызвано неудачной обработкой личностно-специфического конфликта. Пациенты с хроническим шумом в ушах склонны мазохистски выражать агрессивность и враждебность. Например, в форме «борьбы с несправедливостью», «справляйся», перерабатывания, чрезмерных интенсивных физических тренировок, стремлении исправить ошибки, постоянно оптимизировать. У пациентов присутствует стремление кому-то оправдаться, давление на себя в форме «ошибся», «неправильно», «докажи», «проработай», «исправь», «еще, еще, еще лучше». Часто с чувством вины реагируют на яркие, эксплозивные чувства и импульсы в себе и своем поведении.
Важную роль играет взаимодействие сознательных и бессознательных эмоциональных процессов, таких как подавленная агрессия, конфликтность, эмоциональная депривация, жесткие стандарты, переживание дефективности. Агрессия (вербальная, косвенная), раздражительность, обида, негативизм, являются психодинамически значимыми факторами.
Высокая социальная ориентация у пациентов, такая как ориентация на социальные ценности («внести вклад», «поднимать», «научить», «развивать», «доказать»), чрезмерная социальная ответственность («А что обо мне подумают другие?») и чрезмерная готовность помочь, в сочетании с подавлением агрессии, психодинамически хорошо согласуется с авторитарным стилем воспитания, с которым сталкивается большинство этих пациентов в детстве.
Трудности в борьбе с собственной агрессией и неуверенность в себе являются результатом авторитарного стиля воспитания . Эти дефициты пациентов приводят к неспособности справляться с чрезмерными требованиями в случае высокого давления извне и изнутри, требующего подчинения, и, следовательно, приводят к высокому уровню гипермобилизации, в том числе и со стороны тела. Таким образом, авторитарный стиль воспитания, ведущий к дефицитам внутри психики, увеличивает риск возникновения громкого шума в ушах. Сочетание подавленой агрессии и чрезмерной добросовестности актуально не только при шуме в ушах, но и при других расстройствах отоакустической системы, таких как Болезнь Меньера и внезапной потери слуха.
#психодинамическаяпсихотерапия
Комментарии 1