Машинист путеукладчика Юрченко Н. фото: Музей Природы и Человека ХМАО
К началу 50-х годов прошлого века послевоенное восстановление народного хозяйства СССР в основном завершилось. Страна приступила к массовому жилищному строительству для улучшения быта советских людей. Для успешного выполнения этой задачи требовалось много лесоматериалов, в связи с чем было принято решение об освоении лесных богатств Западной Сибири. В Ханты-Мансийском национальном округе, в его западных районах, запасы спелой и перестойной древесины оценивалось более чем в 300 миллионов кубометров. Чтобы ввести эти запасы в хозяйственный оборот, по решению Правительства СССР, необходимо было проложить в эти районы лесовозные железные дороги Ивдель-Нарыкары и Тавда-Сотник. В 1956 году объединение «Тюменьлеспром» институту «Ленгипротранс» заказало проект железной дороги Ивдель-Нарыкары (далее Ивдель-Обь) протяженностью 380 километровсо скоростью движения 50 км/час. Стоимость строительства оценивалась в 80 миллионов рублей, плюс 14 миллионов – на прокладку железнодорожной ветки до Агириша. К отсыпке земляного полотна приступили спустя 2-3 года. В это же время началось и строительство первого деревянного моста через реку Лозьва и укладка верхнего строения пути на север. Вдоль трассы начали возникать поселки лесозаготовителей – Лявдинка, Оус, Пелым, Атымья в Ивдельском районе Свердловской области, далее в 1961-1964 гг. поселки Березовский, Малиновский, Пионерский, Комсомольский, Советский, Зеленоборск, Коммунистический, Ун-Юган, Нягань и Сергино в Ханты-Мансийском национальном округе. Железнодорожная линия Ивдель-Обь планировалась и начала строиться как чисто лесовозная со сроком эксплуатации 25-40 лет, по этой причине укладывалось лишь легкое верхнее строение с рельсами р-43 и опорой шпал 1600 шт./км, все мосты и другие водопропускные сооружения возводились в деревянном исполнении. После открытия в начале 60-х годов нефтяных и газовых месторождений на Тюменском Севере железнодорожную линию Ивдель-Обь было решено перевести из статуса ведомственной в государственную. К 1965 году строительство первого участка Ивдель-Конда было завершено и приказом начальника Свердловской железнодорожной дороги на основании акта приемки участок был принят в постоянную эксплуатацию в октябре 1965 года. Для эксплуатационной работы были организованы хозяйственные службы – дистанция пути, дистанции сигнализации и связи, энергоучасток, вагонный участок, позднее локомотивное депо, дистанция гражданских сооружений. Строительство железной дороги продолжилось дальше, на участке Конда-Сергино и было завершено в 1969 году, и вся линия от Ивделя до Сергино вступила в постоянную эксплуатацию. По ходу строительства было принято решение точку выхода к реке Обь изменить с поселка Нарыкары на поселок Сергино с возведением на станции Приобье лесоперевалочной базы, что сокращало протяженность дороги на 70 км и удешевляло стоимость работ.
Комментарии 11