Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880 -1919, 1913 год, №15 (стр. 738 – стр.740)
Отчет. Томского епархиального миссионера-проповедника священника Александра Кавлейского за 1911 -12 (с 01.07.1911 по 30.06.1912)
Третья миссионерская поездка.
25 февраля 1913 на канун недели Крестопоклонной прибыли в с. Караканское. 26 февраля миссионером была совершена литургия, за которой была предложена беседа о значении Креста Христова, о следовании за Христом и об исполнении долга Исповеди и Св. Причащения. Когда народ подходил к Кресту, псаломщик Лавров читал поучение о силе крестного знамения. После литургии, по указанию приходского священника, отбыли на Кауровскую заимку, населенную часовенными раскольниками, соблазняющими доброго православного крестьянина Емельяна Михайлова Бызова. Бызов зажиточный крестьянин, дом у него большой, крестовый (в четыре больших комнаты), у него мы и остановились. Оповестили заимку. Скоро дом стал наполняться, желающими слушать беседу. Пришли и часовенные во главе со своими руководителями-начетчиками Ананией Ивановичем Кауровым и Александром Никитиным Голубовым. Беседа начата изложением учения о Церкви Христовой. Собеседники, перебивая речь, стали с задором говорить о грехе общения с еретиками, о брадобритии, перстосложении. Давая разъяснение по этим вопросам, миссионер заключил беседу изложением доказательства том, что часовенные не принадлежат к церкви Христовой. Беседа продолжалась с 6 до 11 вечера.
27 февраля, в 9 часов утра, пришел беседовать беглопоповец Мирон Фомич Рублев. Долго говорили об "изменах" в православной церкви. Когда речь склонилась к вопросу о незаконности беглопоповщины, Рублев не стал слушать, схватил шапку и убежал. К 12 часам собрался снова народ на беседу православные и раскольники. С заимки Гладковой приехал, вооружившись книгами, Филимон Иванович Мерзляков, пользующийся в данной местности известностью сильного начетчика. Часовенные собеседники пришли, пригласив себе в помощь брата Анания, Сергея Ивановича Каурова. Все заинтересованы были Мерзляковым и ждали его выступления. Он потребовал разъяснения о том, что такое рукописание, которое разодрал Господь, указал на присутствие в церкви православной духа антихриста, которого он увидал в слове "воплоти". Получив веское разъяснение, Мерзляков замолчал, и, не смотря на усиленные просьбы часовенных, отказался беседовать, чем весьма себя уронил в глазах и православных и раскольников. Часовенные были довольны, так как Мерзляков - странник и сильно донимал их. Беседа ведена была о вечности священства и необходимости для спасения семи таинств. Возражений по этим предметам не последовало. Сергей Кауров указывал на перстосложение, клятвы. Дано было подробное разъяснение. Беседа закончилась уважением пребывать в единении с церковью Христовой и с православными священниками и бояться греха осуждения их. По окончании беседы хозяин дома Бызов, собиравшийся уходить в часовенный раскол, заявил, что раскольники никакого оправдания не дали, и он теперь от церкви никуда не пойдет. Вечером решили переехать в деревню Инюшку, в 20 верстах от Кауровой заимки. Анания Кауров и Александр Голубов пришли провожать и проститься. Совесть заговорила в них, так как они много обидного говорили по адресу церкви православной, оскорбляли также совсем незаслуженно и миссионера и священника. Беседовать пришлось весь день с 9 часов утра до 6 вечера.
Из Караканского прихода путь миссионера следовал в с. Ново-Пестерево, в 89 верст от Караканского села.
Периодические издания. Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880–1919, 1903 № 17
В селениях раскольнических по берегам Томи и Яи состоят наставниками: у поморцев Алексей Нифонтов, а у часовенных - Сергей Кауров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7