#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Садово-парковое искусство стран Европы имеет древнюю историю. Ландшафтное искусство развивалось параллельно с изменениями в живописи, архитектуре и социальными процессами. В течение всей истории в странах Европы существовало два основных типа садов – французский (регулярный) и английский (ландшафтный). Все стили представляли собой соотношение элементов этих двух типов. История садово-паркового искусства на Западе в основном хорошо прослеживается со времен Ренессанса, хотя и раньше было распространено садоводство — достаточно вспомнить вавилонские сады Семирамиды.
Регулярные сады
Во времена Ренессанса были распространены сады, в которых природа была искусственно подогнана под архитектурный стиль. В саду имелись свои «комнаты» (боскеты), закрытое пространство, ограниченное зеленью, подобно комнатам во дворце, а деревья были подстрижены в форме спиралей, шаров, конусов и орнаментов (топиарное искусство).
Этот стиль выражал идею полного господства человека над природой, её подчинение человеку, одновременно выступая как стиль самодержавной власти. Ярчайший пример такого подхода к парковому искусству – парк Версаля, спроектированный садовником Ленотром. В основе этого парка лежала планировка с центральным зданием и лучами, выходящими из центра. Боскеты, примыкавшие к лучам образовывали угловатые, правильные формы. Вместе с причудливым изменением природы под воздействием человека в парковых комплексах появились все симметричные и упорядоченные формы (ряды деревьев и прямые аллеи, живые изгороди, зелёные лабиринты, круглые водоёмы).
Регулярность господствует в садах Барокко, Рококо, Классицизма. В основе этого сада лежало ощущение изысканности, восхищения и величия. Вместе с этим существовали и сады «причуд» с зелёными скульптурами и другими необычными вычурными деталями. Сам Ленотр в течение своей жизни не только создал Версаль, но и проектировал необычные эффекты для увеселения короля и его гостей.
Английские сады
В конце 18 — начале 19 века, вместе с упадком самодержавия изменилась и планировка садовых комплексов. В эпоху романтизма художники создавали изысканные картины с природными пейзажами, которые привлекали внимание мастеров садово-паркового искусства. Часто группы деревьев создавались как копии определённых пейзажей с картин. Вначале предпринимались робкие попытки внесения в парк маленьких участков «естественного» стиля, напоминающего лес.
Со временем эти участки становились всё больше, а участки регулярного сада – меньше. Сад, как и человек по представлениям романтиков наделялся свободой. В эту эпоху стало модно устраивать в садах гроты, искусственные ручьи и альпийские горки. Такой сад передавал ощущение задумчивости и грусти, свойственные искусству романтизма. Этому способствовало использование беседок, в которых можно было предаваться размышлениям. Создание пейзажных парков пришло в упадок лишь тогда, когда сад почти утратил черты искусственности.
Сады эклектики
Во второй половине 19-века в архитектуре господствовала безвкусная эклектика, вызывавшая возмущение у деятелей культуры. Эта безвкусица проникает и в оформление садов. В сад стали вводить элементы шутки и китча. Именно в это время появляется уродливая фигурка фламинго. Ощущение причудливости и странности в таких садах достигает апогея. Самую главную роль при этом играл индивидуальный вкус владельца сада.
Вместе с тем стали появляться элементы, незаменимые в современном саду – водяные фейерверки и другие водяные устройства, которые теперь существовали сами по себе, независимо от скульптур и фонтанов. В садах появляются фигурки и современные скульптуры, а беседки принимают более современный вид.
Разводить сады становится модно, и сад больше не является привилегией богатейших слоёв общества. Набирают популярность современные газоны (в это же время изобретают газонокосилки). Вместе с этим идёт благоустройство городов. Появились лавочки у подъездов и в парках, беседки и сцены для оркестров. Вместе с увлечением простых людей садами появились профессионалы, изучающие садоводство и дающие советы, периодические издания о садоводстве. Вместе с развитием путешествий в европейских садах появились экзотические растения. Появился тип сада – путешествия, в котором собраны растения определённых стран и климатических зон.
Сады модерна
В конце 19- начале 20-го века с развитием искусства модерна появляется и сад модерна. Он был необычен тем, что являлся как бы полной противоположностью того же модерна в архитектуре и живописи. В саду модерна господствовали тусклые зелёные и белые цветы (молочай, манжетка). Символика модерна проникает в оформление сада и растения в нём соответствуют растениям на картинах художников того времени (ирисы, сирень, настурция, кувшинки, водяные лилии, мальва, табак, рододендроны, гортензии, ивы).
Однако в садах не встретишь той чрезмерности декора и многочисленных извилистых линий, свойственных модерну. Дорожки в садах ар-нуво прямые и сад снова приобретает черты регулярного стиля, однако, в отличие от садов Ленотра, в нём нет открытых помпезных перспектив, а сам сад имеет совсем небольшой размер. В саду господствует чёткое разделение на зоны. Исторический стиль модерн используется и сегодня при оформлении большинства выставочных садов на фестивалях.
Сады двадцатого и двадцать первого века
Постепенно сад приобретает современный вид. В 20 веке появляются современные модернистские беседки простых кубических форм, которые на Западе сегодня встречаются повсеместно, но практически не используются в России. В конце века в сад проникают экотехнологии.
Несмотря на рост городов, садово-парковое искусство продолжает радовать людей. Уход за садом для многих остаётся неотъемлемой частью жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев