Русской православной церковью было установлено празднование памяти перенесения, а честнее, пиратского похищения итальянцами мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 22 мая (9 мая ст. ст.). произошло это примерно в 1087-1092 годах на основе глубокого, уже упрочившегося почитания народом великого угодника Божия. От чего же так его почитали Донские казаки? Попробуем разобраться… На рис. 1) Фрагмент иконы житие Миколы «чудо на море» н. XIV в. Дерево, паволока, левкас, темпера 107,5 х 75 х 2,6 ДРЖ-3032 Гос. Рус. Музей 2) Морской бой между казацкими стругами и турецкими галерами в Чёрном море. Турецкая миниатюра XVII века. 3) Казаки на Чёрном море. Неизвестный художник ХХ век.
Как видно из жития св. Миколы, чудотворил он в том числе на море, укрощая стихию и посрамляя бесовские «наущения на погоды к разбитиям стругов». То есть смиряя морские бури-шторма. Дело в том, что как раз к этому времени относились знаменитые морские походы донской и запорожской флотилий на Азовском и Черном морях. Казаки «шарпали» турецкие берега и громили турок на море. Естественно, что такие важные решения и действия должны были быть благословлены и в морские походы свои за добычей казаки отправлялись с наступавшим вешним теплом, которое отнюдь не исключала весенних гроз, сопровождавшихся штормовыми ветрами. Заступничества Миколы Морского тут были в самую пору.
Так, например в 1622 г. первая донская флотилия, действовавшая затем на Босфоре, вышла из Монастырского городка в начале мая. Воронежский казак Григорий Титов рассказывал, что «как он был на Дону, и при нем… пошли (казаки) на море перед Николиным днем», т.е. перед 22 мая (9 мая ст.ст.). По расспросным речам в Москве царицынского стрельца Алексея Васильева, бывшего на Дону после Пасхи, и в полученной в Москве 23 августа 1622 г. отписке сообщается, что «о Николине дни», экспедиция началась до его приезда, т.е. так же перед 22 мая (9 мая ст.ст.).
В полученной в Москве 23 августа 1622 г. отписке Ивана Кондырева, российского посла, направленного в Стамбул, говорится, что казаки отправились на море после Николина дня. С учетом событий на Босфоре в 1622 г. приходится полагать, что речь идет о разных выходах. Майскую флотилию возглавлял запорожец атаман Шило. Очевидно, что сведения о численности последней экспедиции расходятся между собой. Царицынский стрелец Алешка Васильев утверждал, что в составе флотилии было 1500 донцов и 300 запорожцев. Подробности о первом походе1622 г. содержат его распросные речи в Москве: «был он на Дону в нынешнем во 130 г. после светлого воскресенья о Николине дни, и до его де приезду ходило на море донских атаманов и казаков с 1500 человек, а черкас де запорожских ходило с ними вместе на море человек с 300… и к ним де навстречу для оберегания ходили черкасы ж в пяти стругах, а в струге во всяком человек по 30». Шедший по Дону Кондырев узнал, что на море отправились «казаков и черкас человек с тысячю и больши», но что после нападения на Трабзон и другие населенные пункты Анатолии из этой экспедиции в Войско Донское вернулось с добычей запорожцы «человек з двести и болши». Атаман Клецкого городка Торовой Иванов сказал послу, что когда он, атаман, «был на низу в нижних в казачьих юртех… пришли с моря запорожских черкас человек с триста».
Можно полагать, что ко второму походу 1622 г. начало которого было так же приурочено к Николе Морскому, относится информация В.Д. Сухоруков, который полагал, что среди участников было 1000 донцов и 300 запорожцев и что вернулись 200 запорожцев; следовательно, вначале участников набега насчитывалось 1300 человек, а затем осталось на море 1100. Так, в отписке И. Кондырева сказано: «А ныне… донских казаков на море, что пошли с весны … 1000 человек» . В распросных речах воронежского атамана Лариона Чернышева и михайловского казака Козьмы Ильина… 1622 г. передается известие, слышанное ими в Войске от приезжавшего «мировщика», азовского татарина Мустафы Картавого, что «ходило … на море казаков под Царьград 40 стругов, а в них». Статейный список посольства в Царьград Ивана Кондырева и дьяка Тихона Бормасова 1622 г. указывал на то, что по окончании всего похода на Дон вернулось 25 стругов с более чем 700 казаками, а потери исчислялись боле чем в 400 человек.
[Мельников-Печерский П. И. В лесах. Книга вторая. — М., 1875. Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. Сухоруков В.Д. История Войска Донского. Т. 1. С. 104. Сн. 219. Дела Турецкие, кн. 1. Отписка донских казаков, полученная в Москве июля 16-го. С. 187. Сн. 221.Дела Турецкие, Распросные речи в Москве царицынского стрельца Алешки Васильева, 1622 г. № 1. Дела Турецкие, в столбц. 1622 г., № 1-й отписка Кондырева и Бормасова полученная в Москве августа 23 дня. С. 190. Сн. 224. Дела турецкие, в столбц. 1622 г., № 1 Распросные речи воронежского атамана Лариона Чернышева и михайловского казака Казьмы Ильина Сн. 225.Дела Турецкие, в столбц. 1622 г., № 2, Статейный список посольства в Царьград Ивана Кондырева и дьяка Тихона Бормасова Михайловича. Королев В.Н. Босфорская война. С. 159-160, С. 146.]
Комментарии 1