С первой половины XVII века в источниках упоминается другой ее вид - сеймены, или секбаны. В русских хрониках - "семени" или "семеня".
Само слово "секбан" - персидское, означает - "псарь". Из Персии оно попало в турецкий язык, а оттуда - в Крым. Однако ни с какими собаками они не служили, вероятно, это тонкая восточная аллитерация на тему "верный, как пес". В крымско-татарском разговорном диалекте "секбан" превратился в "сеймена".
В чем разница между секбанами и тюфенкджи - вопрос до сих пор дискуссионный. В источниках в XVII веке они долгое время встречаются параллельно, потом тюфенкджи исчезают, и к XVIII веку остаются только секбаны. Эти служат долго, вплоть до покорения Крыма Россией.
По определенным упоминаниям в крымских и смежных источниках можно сделать вывод, что секбаны были ездящей пехотой - передвигались на лошадях, в бой же шли пешком. По крайней мере, ружейный огонь вели в пешем строю. Так, например, в 1696 году отряд секбанов отразил атаку калмыков тайши Аюки - вначале дал мушкетный залп, затем взялся за сабли...
О вооружении секбанов точных данных мало. Упоминается, что наравне с ружьями и саблями они были вооружены также и луками со стрелами (на начало XVIII века). Причин этому может быть несколько - как недостаток огнестрельного вооружения, так и чистой воды традиционализм, вполне характерный для воинов востока. Возможно также, лук носился скорее как элемент традиционного костюма (кстати, двумя столетиями ранее такая манера была у... поляков. Цвет шляхты в определенный исторический период считал себя крутыми лучниками).
Вопрос их (сейменов) национальной и религиозной принадлежности также неоднозначен. Например, Эвлия Челеби, видевший их воочию, писал:
"вместе с самим его высочеством ханом было две тысячи греческих молодцов, исповедующих праведную веру, т. е. секбанов, вооруженных ружьями".
Два образа из войска крымских татар, стрелок тюфенкчи и легкий всадник. Реконструкция: Александра Паршина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1