Как говорил герой известного фильма: «Не мы такие, жизнь такая». А жизнь в России XVII века была суровой, особенно в период русско-польской тринадцатилетней войны. Война затянулась и принесла свои «прелести»: финансовые неурядицы, нехватку продовольствия, усталость людей от боев. И как следствие, многие хотели «откосить» от службы и способы «откосов» иногда приобретали оригинальные формы. Что поделаешь, человек есть человек, жить и есть ему хочется всегда. Забавный случай произошел в 1664 году.
Летом вышеупомянутого года в Патриарший приказ явился старец. На справедливый вопрос служащих: «Ты кто такой», он назвался князем Авраамом Шелешпанским. Князья Шелешпанские представители знатного рода, происходящие от князей Ростовских. Одним словом, Рюриковичи мы.
На еще более справедливый вопрос, каким образом князь Авраам оказался старцем, Рюрикович поведал следующую историю. Месяц назад он познакомился с черным попом. Имя попа Шелешпанский запамятовал, и какого монастыря, тоже. Сказал только, что священник был из-за «Онежья»
На базаре купили черное платье и отправились за город. Там, в поле, «во ржи», неизвестный поп постриг Рюриковича и дал ему имя Андрей. За свои услуги представитель религиозного культа взял с князя рубль, деньги по тем временам немалые. Вот таким образом, Авраам стал старцем Андреем.
Скорее всего, первым делом в Патриаршем приказе покрутили пальцем у виска незадачливого Рюриковича. Потом, сняли черное платье, «расстригли» и отправили в Разряд. Пусть там решают его судьбу.
Судьбу Шелешпанского решили очень быстро. По указу Алексея Михайловича его били батогами и отправили служить в полк князя Ивана Хованского. Не забыли выделить и содержание: двадцать рублей. Провожатым назначили окольничего с говорящей фамилией Сукин. Кстати, Осип Сукин неплохой воевода, не раз бивший любимца советских женщин Кмитица, героя фильма «Потоп», в исполнении красавца Даниэля Ольбрыхского.
На первый взгляд поступок Авраама Шелешпанского выглядит глупостью. Представители знатного рода знали процедуру пострижения и как это делается. И фокус с «левым постригом» навряд ли бы прошел. Но это как посмотреть.
Скорее всего, в случае официального обращения в монастырь для пострижения, ему бы отказали. Но даже если и не отказали бы, то связывать свою жизнь с монастырем не очень то и хотелось. А так, когда угроза «призыва» отпадет, то всегда можно было бы данный «постриг» оспорить, не по правилам сделан. Шанс был в случае если бы в Патриаршем приказе на всё это посмотрели бы сквозь пальцев. Но не посмотрели, «откос» не удался.
М Фомичев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7