Оказывается, в Европе существовал обычай, по которому приговорённого к смерти могла спасти девушка, если публично заявляла, что берёт его в мужья. Да, именно вот так просто: выйти к эшафоту и выкрикнуть "Отдайте его мне!". Источники рассказывают о такой практике во Франции, Германии, Швейцарии, Чехии, Польше и королевствах Пиренейского полуострова — почти по всему тогдашнему католическому миру. Большая часть описанных случаев происходила в высокое Средневековье и раннее Новое время. Вероятно, такой порядок существовал и ранее, просто не сохранилось свидетельств.
В писаном праве такая традиция практически не упоминается. Поэтому историки выдвигают несколько версий происхождения обычая. Во-первых, в этом видят продолжение практики миловать насильника, если жертва согласна выйти за него замуж. Во-вторых, некоторые исследователи сводят традицию к королевским амнистиям по знаменательным событиям (военная победа, рождение наследника и т.п.). В-третьих, это могло быть продолжением "права убежища" — многие церкви и монастыри обладали привилегией находиться вне юрисдикции светских властей и преступника не могли оттуда изъять. В некоторых странах монахиня тоже могла взять кого-то под свою защиту и вне стен монастыря.
У нас есть и своё мнение на этот счёт: особенностью Средневековой демографии было преобладание женского населения (перманентная война всех со всеми — мужик или воюет, или покалечен на войне, или уже мёртвый; целое целибатное сословие — монахи и священники; многочисленные группы людей, не имеющих возможности жениться — подмастерья и студенты) и таким нехитрым образом хотя бы частично решалась проблема молодых девиц без приданного или с другими трудностями в поиске партнёра.
В пользу этой версии говорят дополнительные условия, которыми дополнялась процедура помилования: спасительница должна быть девицей или проституткой. А в некоторых местах — только проституткой. В случае согласия висельника на брак с блудницей, она приобретала доброе имя, а его миловали. Однако, они должны были покинуть город и не возвращаться. К слову, обычай этот фигурирует в романе «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, описывающем события XV века: Пьера Гренгуара спасала от виселицы цыганка Эсмеральда, соглашаясь выйти за него замуж — чисто формально.
По мнению хронистов-современников, брак с проституткой являлся не менее суровой карой для преступника, чем смертная казнь. По крайней мере, были зафиксированы случаи, когда преступник выбирал петлю.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7