Николай Серегин и др. / Археология, этнография и антропология Евразии, 2024
Антропологи обнаружили, что на костях этого человека присутствовали однотипные повреждения без признаков заживления. Их характер говорит о том, что перед смертью мужчина получил несколько ранений клинковым оружием. По-видимому, это свидетельствует о том, что он принимал активное участие в военном конфликте, во время которого противник нанес ему несколько ранений оружием, похожим на меч. Травмы такого же характера ученые также выявили еще у двоих древних кочевников из этого некрополя.
Кроме того, у найденного скелета не было головы и пяти шейных позвонков. Зато на их месте археологи обнаружили череп, который в действительности принадлежал молодому барану и, видимо, имитировал голову покойного во время похорон. По словам ученых, прямых аналогов подобного обряда у древнего населения юга Сибири еще не фиксировалось. Однако во время раскопок памятника Туннуг-1, расположенного в скифской «Долине царей», ученые нашли останки обезглавленной женщины, на месте черепа которой лежали нож и кость мелкого рогатого животного, а в склепе тесинского времени, раскопанном много лет назад в Кемеровской области, археологи обнаружили глиняную маску, вылепленную на овечьем черепе. Авторы новой работы в качестве гипотезы выдвинули предположение, что, возможно, и найденный в Горном Алтае череп первоначально представлял собой маску, однако никаких ее остатков выявить не удалось.
Ранее исследователи описали другое погребение из этого же некрополя. В нем они нашли останки мальчика-подростка, жившего в IV или V веке нашей эры. Это захоронение привлекло к себе внимание тем, что, по-видимому, этот подросток обладал «переходным» статусом в своем обществе, по этой причине его похоронили вместе с оружием (как взрослого), но без коня (как ребенка).
Комментарии 4