«Как быть в ситуации, когда у дочери (3 года 10 мес.) очень сильная связь с отцом? Во сне плачет: “К папе, к папе хочу...” Но я не хочу с ним жить, хочу развестись, потому что тоже ребенку скандалы каждодневные видеть... Как быть?»
Душевное равновесие ребенка основывается на чувстве защищенности и безопасности, которое он получает прежде всего в семье, затем в садике и школе.
В современном мире речь идет не только о физической, но и о психологической безопасности. Она состоит в умении родителей ориентироваться в процессе воспитания на врожденные психические качества своего ребенка.
Ни в одном общеобразовательном заведении не найти уроков по воспитанию детей. Поэтому родителям приходится действовать методом тыка, руководствуясь своими личными воззрениями и общими универсальными рекомендациями. И то и другое зачастую оказывается бесполезным. Ведь не существует никакого универсального ребенка, дети точно такие же разные, как и взрослые. Даже у мамы и ее собственного малыша свойства психики могут различаться вплоть до полной противоположности.
Только когда естественные психологические потребности ребенка удовлетворены, он может ощущать спокойствие и уверенность. Но иногда взрослые, исключительно по незнанию, пытаются, например, из трогательного меланхолика сделать «настоящего мужика». Или того, кто по своей природе нетороплив и внимателен к деталям, упрекают в медлительности и излишней скрупулезности.
В подобной ситуации дети утрачивают чувство защищенности и попадают под власть бессознательного страха, заставляющего их часто и, казалось бы, безосновательно ударяться в слезы.
Однако для психики основания есть. Она знает, что мама — гарант безопасности. В глазах ребенка мамина любовь служит подтверждением того, что о нем будут заботиться. Если мама не принимает свое чадо таким, каким его создала природа, значит, не любит? Значит, не позаботится? Значит, ему не выжить?
Когда родители осознают психическое устройство своего ребенка, они способны дать ему именно то, в чем нуждается его психика, создать с ним такую душевную близость, которая избавит его от страхов.
Для человека со зрительным вектором чувства — основа всего. Поэтому такой ребенок уютно ощущает себя с тем из взрослых, с кем у него есть тесная эмоциональная связь. Если это отец, маме следует позаботиться о том, чтобы такая близость имелась у дочки не только с папой. Возможно, по воле судьбы врожденные свойства папы и дочки настолько совпадают, что полное взаимопонимание возникло естественным образом. Однако если мама будет понимать психологические потребности дочери, то сможет построить с ней не менее теплую взаимосвязь.
Точно так же для ребенка важно уметь дарить любовь самому.
Ведь когда он подрастает и попадает в социум, то сталкивается с новыми вызовами. Здесь его психологический комфорт зависит от качества коллективной системы безопасности: от компетентности и внимательности воспитателей и учителей, от недопустимости безнаказанного притеснения со стороны других ребят.
Общее чувство незащищенности ввергает его в беспокойство, делает нервным и плаксивым. Лучшая прививка от этого — интерес к людям и способность к сопереживанию.
Наши предки сделали шаг от животного к человеку, когда стали делиться едой. До сих пор вся психология человеческих взаимоотношений основана на пище. Научите ребенка делиться пищей — угощать других и получать от этого удовольствие, — и вы дадите ему непревзойденное преимущество. Щедрость — качество, ценимое всеми, и тот, кто им обладает, всегда будет радушно принят в коллективе.
Когда человек сосредоточен на собственных переживаниях, он застывает в одиночестве. Научите ребенка сострадать другим, и благодаря этому деятельному чувству поможете ему легко адаптироваться в обществе. Для этого нет необходимости совершать подвиг, достаточно вовлечь его в чтение классической художественной литературы.
Тревожась за судьбы литературных персонажей, зрительный ребенок будет развивать именно то, что заложено в нем природой — огромный чувственный потенциал. Талантливые писатели — это всегда исследователи человеческих душ, а бессознательное не отличает переживания за вымышленных героев от реальных. Поэтому благодаря чтению ребенок приобретает особую чуткость и начинает лучше осознавать людей: считывать их душевные состояния, осмысливать причины поступков. Умение поставить себя на место другого и проникнуться его чувствами вызывает искреннее ответное расположение.
С такими навыками взаимодействия ребенок комфортно ощущает себя среди людей, его психике нет повода беспокоиться о собственном выживании. Значит, и плакать остается только от сочувствия или восторга. Или от разбитой коленки. https://www.yburlan.ru/biblioteka/iz-malenkogo-plaksy-v-giganta-trepetnoj-dushi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Арина С., провизор, Шадринск