И всё же Тихонов – уникальная личность, нестареющий кумир нескольких поколений. Его преданные поклонницы, как двадцать, тридцать и сорок лет назад, не скрывают восхищения, когда на экране появляется Он. Когда-то вся страна ходила «на Тихонова». Восхищённые зрители (а в особенности зрительницы) не давали своему кумиру прохода на улице, дежурили под окнами его московской квартиры, «оккупировали» санатории, в которых он отдыхал.
Любимец коллег, любимец миллионов зрителей… Как здесь не вспомнить россыпь анекдотов про его героя Штирлица. И это самое верное доказательство самого доброго отношения к актёру.
На счету Вячеслава Тихонова участие более чем в 50 художественных фильмах. Возможно, кому-то это число может показаться незначительным, но ведь в большинстве этих картин у актёра были главные роли, составившие сокровищницу отечественного, а то и мирового кинематографа. Впрочем, как можно подсчитать фильмы, если только у «Семнадцати мгновений весны» двенадцать серий, у «Войны и мира» четыре, плюс десять серий «ТАСС уполномочен заявить…». Ролей, наверное, могло быть и больше, если бы не странная привычка Вячеслава Тихонова отказываться от предложений режиссёров. Так, Станиславу Ростоцкому пришлось долго убеждать своего друга в том, что учителя Мельникова в фильме «Доживём до понедельника» и Ивана Ивановича в «Белом Биме…» должен сыграть именно он, Тихонов.
Сам артист смотрел старые фильмы под настроение. Иногда и «Семнадцать мгновений», которые «теперь снова часто показывают по разным каналам», «Доживём до понедельника», «На семи ветрах»… Главное, чтобы это было хорошее кино, остальное не столь важно.
Вячеслав Васильевич всегда был в центре внимания зрителей и прессы, в фаворе у власти. Он – самый титулованный актёр нашей страны. Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии (получил в 1980 году за участие в фильме «Белый Бим Черное ухо»), лауреат Государственной премии СССР (1970 года за картину «Доживём до понедельника»), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976 года за сериал «Семнадцать мгновений весны»). Кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени. Лауреат премии «Золотой Витязь» за выдающийся вклад в славянский кинематограф (1993) и премии президента России на фестивале «Кинотавр» за творческую карьеру (1998). Лауреат единственной в России профессиональной кинематографической награды – Национальной премии «Ника» Российской Академии кинематографических искусств – «Честь и достоинство».
«Последний рыцарь российского кино, аристократ духа» – так называли коллеги актера Вячеслава Тихонова. Запоминающаяся, благородная внешность была для артиста подарком судьбы и, одновременно, испытанием. Но каждой своей ролью Тихонов неизменно доказывал – внешность должна быть подкреплена внутренним содержанием.
Его секрет, конечно, не в этой безупречной, совершенной красоте. А в её наполнении.
Валентин Гафт называл Вячеслава Тихонова «абсолютно чеховским человеком». В том самом смысле, что «в человеке должно быть прекрасно всё».
Станислав Ростоцкий вывел свою теорию феномена любимого актёра . Он уверял, что тот так часто играл положительных героев, что полностью в них растворился и в жизни был точно таким же. Не осознанно, но именно таким.
Все эти завораживающие роли. От юного трепетного мальчика, через мужественных и безупречных офицеров, благородных князей, рефлексирующих интеллигентов, бесстрашных партизан к трогательным, мудрым и глубоким старикам.
И его полюбили именно за них. За эти самые основательно скроенные по советским лекалам роли и вложенную в них душу.
За всю эту стройную шеренгу моряков, подводников, лётчиков, пехотинцев, сапёров, десантников, курсантов, лейтенантов, капитанов, майоров, полковников и генералов, которой, он промаршировал через наши сердца. За его абсолютного, головокружительного Андрея Болконского, с которым не сравнится ни один обласканный зарубежной славой актёр. За его строгого к самому себе Илью Семёновича Мельникова. За эталонного героя-разведчика, посрамившего гламурного Бонда гением холодного мышления и чуткостью горячего сердца.
Давайте согреваться оставленным им теплом. Его очень простыми и родными фильмами, его душевным голосом...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 69
Светлая память.