Режиссеры знали, что любая реплика, произнесенная этим актером, тут же станет крылатой.
В нем было что-то от Чарли Чаплина. Ироничный, немного чудаковатый маленький человек. За этой маской угадывались чувствительное сердце и непростой жизненный опыт.
Но время этого актера всегда было ограничено рамками второстепенной роли.
В тот день самолет выполнял очередной рейс из Калининграда в Санкт-Петербург. Стюардесса заметила, что один из пассажиров, отвернувшись к иллюминатору, тихо плачет. Она тронула его за плечо и тут же узнала актера Михаила Светина.
“Моя жена. Моя Бронечка”, - только и смог он произнести. Стюардесса перевела знаменитого пассажира в бизнес-класс. Там почти никого не было.
Светин до самой посадки не переставал плакать. Пока он летел, его жене Брониславе делали операцию.
До того случая никому не доводилось видеть актера не только плачущим, но и просто грустным.
Вечный хохмач, весельчак. Он был таким на экране и в жизни. Друзья называли его лучом Светина в темном царстве. Но что творилось в душе короля эпизодов?
На жесткую диету: ни жирного, ни копченого врачи посадили актера после операции на сердце в 1995 году. Когда ему сообщили, что требуется срочное хирургическое вмешательство, Светин первый раз в жизни по-настоящему испугался.
Медлить было нельзя, а у него не было нужной суммы.
Михаил Семенович был ошеломлен, когда деньги собрали преданные поклонники.
Каждый его персонаж вызывал необыкновенное сочувствие, как, например, в музыкальной комедии “Сильва”. Также любому зрителю было ясно, что аптекарю с вестерна “Человек с Бульвара Капуцинов” пришлось хлебнуть лиха, прежде чем он стал таким мудрым. Тем не менее, потрепанные жизнью герои Светина шутили и излучали оптимизм. Как волшебник Фома Брыль в “Чародеях”.
Михаил Светин признавался: Мое амплуа - простоватый маленький человек. Но созданные им образы не были так просты.
В них всегда чувствовалась глубина, а его комедийный дар обладал свойством лечить душу.
Стать артистом Михаил решил уже в три года. В детстве его считали вундеркиндом. Он с чувством декламировал стихи и пел.
Мать вздыхала: -Весь в отца.
Тот был незаменим на праздниках. Не зная нотной грамоты, играл на всех музыкальных инструментах, устраивал представления. Сын унаследовал этот артистизм. Больше всего на свете ему нравилось смешить людей.
А страсть к розыгрышам и шуткам даже не позволила закончить школу. После восьмого класса Мишу выгнали. Родной дядя настойчиво просил племянника взяться за ум и устроил учеником сапожника. Миша научился отлично шить женскую обувь, но без публики просто погибал.
Он, как и отец, обладал абсолютным слухом. И отправился поступать в Киевское музыкальное училище на дирижерское отделение. Он считал, что в этой профессии есть артистизм.
На вопрос комиссии, где он стажировался, на полном серьезе ответил: -Перед репродуктором.
В зале раздался гомерический хохот.
Училище Светин закончил по классу гобоя. Преподавал музыку в школе. Но мечты стать актером не оставил. Из-за своеобразной внешности и маленького роста Михаила не приняли ни в один из театральных ВУЗов Москвы.
Тогда самоуверенный провинциал подкараулил самого Райкина, который приехал в Москву на гастроли. “Хочу к вам в театр”. Он неделю ходил за знаменитым артистом, но добился прослушивания. 25-летний Михаил читал рассказ Чехова. Райкин начал хохотать на первых же секундах и принял Светина. Но не артистом, а учеником.
Спустя годы Светин корил себя за бесцеремонное поведение в театре. Он хронически опаздывал, постоянно врал. На репетициях делал громогласные замечания всем подряд, называя бездарями. И в довершение начал указывать самому Райкину, как тому следует играть.
Интеллигентный Райкин несколько месяцев возился с новичком. Помог избавиться от украинского говора, показал, как надо работать над ролью, искать характер, походку.
Все вокруг недоумевали: Как мэтр терпит этого нахала. Из театра Михаила все-таки выгнали.
Но судьба вновь улыбнулась ему. Ученика самого Райкина пригласили в труппу Камышинского театра. Он не верил своему счастью. Не получив образования, он сразу станет тем, кем мечтал - актером.
В Камышинском театре он и встретил юную Брониславу Проскурнину. Она была красавицей, и все вокруг считали, что Светин ей не пара. Но Михаил никогда не комплексовал из-за своей внешности.
И вскоре сделал ей предложение в свойственном ему стиле. Он нахально пригрозил: если она откажет, он женится на другой. До женитьбы у Михаила была репутация дамского угодника. Однако он оказался однолюбом и преданным мужем.
-Перед смертью он мне говорит: -Ну что ты сердишься? Что ты сердишься? Я тебя так люблю, дурочка.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
В 1965 году в семье родилась дочь Светлана. И Михаил, который с рождения носил фамилию Гольцман, сменил ее. Стал Светиным. То есть Светиным папой.
-Он ждал мальчика. Когда ему сообщили, он был на гастролях. А я родила в Киеве. Когда ему сказали, что родилась девочка, он сказал неприличные слова. Потом был счастлив и рад, что у него девочка. А потом две внучки. “Бабье царство”. Так он нас называл.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
Михаил и Бронислава исколесили полстраны в поисках лучшей доли. Сменили шесть театральных коллективов.
Успех пришел в начале 70-х. Актера с характерной внешностью пригласили на роль Карлсона в детском спектакле Малого драматического театра Ленинграда. Это было уникальное совпадение характеров героя и исполнителя роли.
-Дети стояли в очереди, чтобы угостить его конфеткой или печеньем. И он все это съедал на их глазах. А потом мучился. Вздыхал: -Ой я не могу.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
В театре Светина назвали: Недисциплинированный талант. Он имел привычку сбегать с репетиций. А если ему предлагали новую роль, которая обычно Михаилу не нравилась, то он с легкостью передавал ее другому актеру. Это шокировало многих коллег, которые готовы были биться за право выйти на сцену.
В то же время Светин начал сниматься в кино. Сначала это были крошечные роли в серьезных драмах. Как, например, парикмахер Стакан Стаканыч в “Не болит голова у дятла”. Или агент «охранки» при Григории Распутине в “Агонии”.
Но зрители заметили и полюбили актера, когда он начал сниматься в комедиях. В 1975 году вышло сразу две ленты с участием Михаила Светина. “Не может быть” Леонида Гайдая. Следом вышла вторая: “Афоня” Георгия Данелии.
Казалось, актеру наконец-то улыбнулась удача. Но Михаил втайне мечтал совсем о другом амплуа: драматическом. И потому не слишком дорожил расположением режиссеров, которые предлагали ему роли “несерьезные”.
Непонимание стало причиной многих недоразумений, из-за которых карьера актера могла пойти под откос. Так, во время съемок “Афони” режиссер решил расширить роль Светина. Однако когда съемки затянулись, Михаил засобирался домой. Его ждали в театре.
-Там что-то не ладилось. Данелия его уговаривал, чтобы он остался. А он никак. Он не мог здесь подвести. И он всю жизнь, до конца жизни думал, как он обидел человека, который к нему со всей душой.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
Данелия в итоге даже не позвал Светина на озвучание. Его персонаж в картине говорит чужим голосом. Вскоре испортились отношения актера и с Леонидом Гайдаем. Случилось это после того, как Светин сыграл роль инженера Брунса в “12 стульях” у Марка Захарова.
Экранизация Захарова категорически не понравилась Леониду Гайдаю. Ведь всего пять лет назад главный комедиограф страны снял собственную версию. Гайдай очень ревностно отнесся к участию Светина в фильме конкурента.
Гайдай считал, что именно он открыл комедийный талант Светина широкому зрителю. В новой картине Гайдая “Инкогнито из Петербурга” для Светина тоже была роль.
Но накануне съемок Михаил заболел. Жена актера позвонила режиссеру и объяснила ситуацию. Но ждать выздоровления Светина Гайдай не стал.
Не получилось дальнейшего сотрудничества и с Марком Захаровым. Тот приглашал актера в Ленком и обещал помочь с квартирой. Но Светин отказался.
-Неохота было вновь перебираться. Итак, уже семь городов по России перебирался. Каждый год в другой театр или раз в четыре года. Перебирался, собирался. Эти контейнеры. Коробки паковать. Я уже устал. И когда я приехал в Ленинград и меня сразу начали звать в Москву, я с трудом, но отказался. Не поехал.
Михаил Светин.
Можно предположить, что дело было не только в усталости от переездов. Светин опасался, как примут его, провинциала без образования, в столичном театре. У Светина был обжигающий опыт ревности и зависти со стороны коллег.
В середине 60-х он выступал в Киевской оперетте. Играл небольшую роль культработника в спектакле “Севастопольский вальс”. Однако выйти на сцену успел только дважды. Увидев, с каким восторгом Михаила принимает публика, один из партнеров бросился в дирекцию.
-У нас что, еврейский театр? Зачем вы приняли этого Гольцмана?
И пообещал, что будет писать куда надо. Светина уволили. После этого он говорил: “В театре друзей не бывает”.
В Ленинграде Светину повезло. Его окружали коллеги, не склонные завидовать и ревновать. К тому же он стал признанной звездой сцены и вскоре перешел из Малого драматического в Театр комедии, где ему предлагали главные роли.
Во время съемок фильма М.Козакова “Безымянная звезда” актер пригласил пожить к себе в квартиру на Фонтанке нескольких актеров. С гостиницами тогда было трудно.
В этом не было ничего удивительного. Мальчишка в тяжелые военные годы в эвакуации в Ташкенте приводил домой нищих и калек, с которыми познакомился на рынке.
Мама без слов оставляла этих совершенно посторонних людей в их крохотной комнате с земляным полом и кормила. Хотя сама еле держалась на ногах от голода. Поведение мамы стало для Миши образцом.
-Она все время боялась кого-то обидеть, кого-то потревожить. Не дай Бог, хлопнет дверью. Это был настоящий интеллигентный человек. Моя мама.
Михаил Светин.
В 1982 году приступили к съемкам фильма “Чародеи”. Большого успеха никто не ожидал. Съемки проходили вяло. Администраторы ловили актеров в кафе, куда те постоянно норовили улизнуть. Светину было уже 46.
Он стал настоящим мастером импровизации. Однажды на репетиции запрыгнул на спину Виторгану. А тот шутливо зарычал на него. Эта сцена так понравилась режиссеру, что вошла в картину.
Зато когда снимали сцену, где герой Светина уменьшается, актера подвесили на ремнях и забыли о нем. Группа ушла на обед. В коридорах студии встретили Джигарханяна, который стал травить анекдоты. Вспомнили о Светине только когда он начал кричать от боли.
Все мучения с лихвой окупила популярность. Его второстепенный, казалось бы, персонаж задавал тон всей картине. Светин очень раздражался, что все вокруг вспоминают только эту пустую комедийную сказочку, хотя за предыдущий год он снялся в шести картинах.
В 1989 году Леонид Гайдай вновь предложил Светину роль в комедии “Частный детектив, или Операция “Кооперация”. Роль Светину удалась. Гайдай прислал актеру новый сценарий. Это была комедия “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди”.
Но, увы, все закончилось скандалом. Прочитав сценарий, Светин вспылил. Ему казалось, что роль для него прописана плохо. Позвонив Гайдаю, Светин дал волю эмоциям. Когда страсти поутихли, Светин горько пожалел о своем капризе. Но было уже поздно.
22 августа 2015 года Михаил с женой гуляли по Вырице и строили планы, как проведут следующий вечер. Накануне из привез сюда друг семьи Петр. Он не из актерской среды. Инженер. На следующий день он сам должен был приехать в гости с женой.
Светин предвкушал, как до утра будет играть в преферанс и рассказывать истории.
-Мы так хохотали. Миша был в таком ударе. Столько анекдотов рассказывал, что Петя взмолился: -Погодите. Я не могу вести машину.
Мы всю дорогу хохотали.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
Небольшой домик в Вырице, две комнаты общей площадью 32 метра, актера уговорила купить жена. Она мечтала заняться садоводством. Сначала Светин отказывался ездить на дачу, но постепенно полюбил это место. На следующий день жена с утра собралась на рынок, чтобы накрыть стол к приезду гостей. Михаил еще спал, и Бронислава решила отправиться без него.
Светину было уже 85, а он продолжал выходить на сцену. Он не просто выходил на сцену. Он много двигался, танцевал и даже дрался. Хотя у него много лет были проблемы с сердцем. Первый приступ он пережил еще в 35 лет.
А 65 врачи поставили актера перед фактом, что нужна срочная операция. После операции Светин сразу вернулся к работе. Врачи смогли продлить ему жизнь.
Когда Бронислава вернулась с рынка, то в дверях встретила мужа. Он собрался прогуляться. В тот момент ни актер, ни его жена не подозревали, что это их последний разговор. И прогулка не состоится.
-Что это ты так рано встал?
-Да я выспался.
Вышел на крыльцо и вернулся: -Что-то мне нехорошо.
Лег на диване. И все.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
Бригада “скорой помощи” приехала через 15 минут. Когда медики склонились над Светиным, он был еще в сознании.
Его увезли в Гатчинскую районную больницу и из-за тяжелого состояния не стали перевозить в Петербург. Из нейрохирургического института имени Поленова приехали хирург и анестезиолог. Актеру провели срочную операцию.
-Это был страшный инсульт. Неделю его поддерживали. Сейчас я понимаю, что это было бессмысленно, но я в это верила.
Бронислава Проскурнина. Вдова.
В сознание актер так и не пришел.
Рано утром 30 августа 2015 года Михаил Светин ушел навсегда.
У него не было маленьких ролей. Любую из них он превращал в бренд, который назывался “Михаил Светин”.
Ведь еще в 14 лет Миша заработал деньги, продавая на рынке сигареты, чтобы купить кинопроектор. Он повесил на стене дома белую простыню и начал крутить фильмы. Еще тогда он стал настоящим героем своей Малой Житомирской улицы Киева. Однако чем дружнее смеялись зрители, тем сильнее подросток ощущал, что его место не в темном зале, а в свете прожекторов.
В 1996 году актер стал Народным артистом официально. Хотя для зрителей он стал народным гораздо раньше.
Недаром все начинают улыбаться, когда на экране возникает этот чудаковатый маленький человек с непростой судьбой и очень чувствительным сердцем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 127
Рубль должен! Не забываем. Хочется всегда улыбаться, когда слышишь только его фамилию. Светлая память хорошему человеку и АКТЁРУ!!!
он превращал в бренд. который назывался
" Михаил Светин".