Влюблённый поэт отдавал ей всё, что зарабатывал. И не он один.
Хитрая и завораживающая Лиля никогда не была самой эрудированной, самой красивой, самой богатой (хотя в детстве, юности и в некоторые периоды жизни — да. Она родилась в богатой московской еврейской семье, а потом Маяковский баловал её изо всех сил. И после его смерти она получала половину дохода от наследия поэта).
Наша героиня интересна именно в контексте своего мощного обаяния, Лиля умела всем нравиться.
Муза русского авангарда и лучшего мужчины своего времени осознанно и проактивно «лепила» свою персону с ранней юности. И поэтому её феномен нельзя рассматривать только со стороны нарядов или любовных чар. Но почему-то все упускают этот момент и говорят только о её вещах или каких-то уловках, не замечая главного — обаяние и умение нравиться эта женщина выстраивала сама, по кирпичикам, без каких-либо пособий и подсказок. Она сама сделала себя.
Имидж Лили — не просто наряды, туфли и чулки, а особая роль, манеры, речь, макияж, причёска, стиль и множество мелких факторов и деталей. Это тот случай, когда женщина с ранней юности сама творит себя, сама лепит свою персону — то есть образ — в глазах окружающих. И учитывая её сексуальность, раскрепощённость и половое любопытство, мы получаем на выходе настоящую ведьму, пожирающую мужские сердца!
Но если внимательно почитать хотя бы несколько её писем и заметок в дневнике, можно увидеть, что Брик — прагматичная, хваткая, внимательная и скромная (!) женщина без иллюзий. Её обвиняют в том, что она погубила самого крутого мужчину своего времени. Но если разобраться в их многолетней запутанной истории, то окажется, что она никого не губила. Она просто умела с ним обращаться — остальных женщин он давил своей громадой, очень быстро получал их в свою власть. И глупо думать, что наивный Маяковский попал в лапы рыжей светской львицы.
Он и сам с усами: сестра Лили Эльза страстно и мучительно любила его всю свою жизнь.
А красотка Сонка Шамардина принудительно сделала от него аборт на позднем сроке, толпы лучших женщин гонялись за этим громадным кутилой-красавцем с ранней его юности. Эльза постоянно приводила его в дом своих родителей несмотря на их активные протесты, а он держался с ней свысока и насмешливо в духе: «Где нам, дуракам, чай пить».
А Лиля попала в самое его сердце именно своим имиджем. Маяковский хоть и был дворянин, но никакой выхолощённости и лоска в нём не было. Он был из небогатой дворянской семьи, а нрав и вкусы всегда были не то что грубыми, но простыми. Лиля не зря называла его мужиком. Классические мужские увлечения: бильярд, азартные игры.
А она, девочка из очень богатой московской буржуазной семьи, знала несколько языков, с детства была балованная всем, что только можно было купить за деньги. Лиля — это золотая молодежь Москвы конца XIX - нач. XX века. Она дружила с отпрысками богатейших еврейских семейств, вся Европа была к её услугам в любое время, отец её ни в чём не стеснял и не отказывал.
И вот юный Маяковский увидел женщину из другого мира: богатую, образованную, холёную, наглую, раскованную. Она смерила его «круглыми да карими, горячими до гари» глазами и он пропал. Судя по всему, Маяковский любил женщин гротескно ярких, даже чуть вульгарных.
Чтобы было много косметики, духов, рыжие волосы, манерность. И властная, капризная, своенравная Лиля Брик вошла в жизнь Маяковского как королева.
Вот что пишет Алиса Ганиева:"Однако Маяковский в это время был одержим Лилей — женщиной из другого круга: богатой, элегантной, эксцентричной, начитанной, очень модной, скептичной, столичной, знающей несколько языков, объездившей пол-Европы, не очень ему понятной. К тому же он чувствовал, что Лиля, хотя и влюблена в его стихи, не падает в обморок от его красоты, не сохнет по нему, как юная Эльза, как толпы других поклонниц. Она сняла с него желтую кофту, заказала ему новую одежду, галстук, английское пальто, заставила постричься и повела к дантисту — все зубы у Маяковского были гнилые."
То есть Лиля не просто вдохновляет его! И он её беспрекословно слушал.
И это Лиля открыла его для широкой публики, спонсировала его первые публикации. И его успех и баснословные гонорары вполне себе её заслуга.
Маяковский осыпал её подарками, боготворил, а историю про автомобильчик знают даже далёкие от культуры и искусства люди. Стремление к роскоши было у Лили с раннего детства, причём в отличие от сестры Эльзы она никогда не была трудоголиком, не добывала блага в поте лица.
При этом Лиля очень высоко оценивала Маяковского как любовника, его стихи справедливо считала гениальными, а любовь…Любила Брик только своего мужа Осю. Ещё в ранней юности, будучи гимназисткой, она влюбилась в рассудительного и хладнокровного Осипа Брика раз и навсегда, всю жизнь билась об него, но не вызвала ответного чувства той же силы.
Одни мемуаристы считают её красавицей, другие — дурнушкой. Если бы Лиля не была Лилей, то какой мужчина обратил бы на неё внимание?
Низкий рост, непропорционально большая голова, широкая грудная клетка и тонкие маленькие ручки-ножки. А ещё сутулость и нервный тик после испуга в детстве. И если поставить Брик рядом с Татьяной Яковлевой — её главной соперницей за любовь Маяковского — сразу видны все Лилины недостатки.
«Мне было 23 года, когда я увидела её впервые. Ей — 39. В этот день у неё был такой тик, что она держала во рту костяную ложечку, чтобы не стучали зубы. Первое впечатление — очень эксцентрична и в то же время очень «дама», холеная, изысканная и — боже мой! — да она ведь некрасива! Слишком большая голова, сутулая спина и этот ужасный тик…"
Это отрывок из воспоминаний Галины Катанян (чей муж Василий Катанян ушёл от неё к Лиле и прожил с ней всю жизнь) пришла в дом к Брикам-Маяковскому и опьянела от Лилиного обаяния, сразу попав в «подлилки» (так Алиса Ганиева называет подруг, полностью подпавших под обаяние Брик).
Получается какая-то старушка-дурнушка. Но и здесь Лиле повезло: мода 20-х как раз была рассчитана на её типаж! Шляпки клош, заниженная талия, прямой крой, юбки до колен и ниже, вся эта шанелевская эстетика ей чрезвычайно шли.
Борис Ноткин, застрелившийся в день рождения Лили Брик в 2017 году, встречал Лилю Брик в пожилом возрасте и вот что о ней написал:
«Уже через несколько минут я понял: она относится к особой категории женщин. Подавляющее их большинство в разной степени умеет пробуждать мужские инстинкты. Очень редкие женщины обладают способностью быть музой, вдохновением, мечтой. Её магия не зависела от возраста».
В воспоминаниях Эльзы, сестры Брик:" У неё была изящная грудь, округлые бёдра, длинные ноги и очень маленькие кисти и стопы. Ей нечего было скрывать, она могла бы ходить голой, каждая частичка её тела была достойна восхищения. Впрочем, ходить совсем голой она любила, она была лишена стеснения. Позднее, когда она собиралась на бал, мы с мамой любили смотреть, как она одевается, надевает нижнее белье, пристегивает шёлковые чулки, обувает серебряные туфельки и облачается в лиловое платье с четырехугольным вырезом. Я немела от восторга, глядя на неё».
Но самое главное, Лиля никогда не сомневалась в своей привлекательности.
Народной артистке Татьяне Васильевой посчастливилось быть лично знакомой с Лилей: "О, это была великая женщина. Я понимаю тех выдающихся мужчин, которые любили ее. Она была обаятельна, остроумна, независима в своих оценках, говорила то, что думала. Она никогда не работала в отличие от ее сестры, писательницы Эльзы Триоле, которая трудилась не покладая рук. Лиля вставала не раньше 3 - 4 часов дня. На этой почве между сестрами всегда были раздоры. На груди у Лили висело кольцо, подаренное Маяковским, с ее монограммой «ЛЮБЛЮ».
- На Лиле Юрьевне надето платье в пол от Кардена, на руках – красный маникюр. Ярко-рыжие волосы, из которых она заплетала тоненькую косичку. Эту косичку венчал красный бантик. Если некому было сделать ей грим, то этот грим делала сама. Поскольку от возраста у нее дрожали руки, то получалось, что одна бровь летела вверх, другая была опущена. Зигзагом шел контур на губах. Но все это не имело никакого значения, потому что ее выход к гостям был похож на выезд королевы.
Иногда она мне делала подарок. Чаще всего это были французские духи, названия которых я и не слышала. Ужасно неловко было их принимать, и я старалась улизнуть.
В очередной раз, кроме духов, она вручила мне сверток. В этом свертке была длинная юбка, явно дизайнерская, необычная, изысканная. Я её укоротила и ещё долго носила, а потом отдала сестре. Такие красивые вещи вечны.
Лиля Юрьевна давала мне уроки этикета и хорошего стиля. Например, говорила мне: «Танечка, очень неприлично носить шубу мехом вверх. Мех должен быть внутри». У нее я впервые увидела такую шубу - с виду как будто бы шелковый плащ, а когда его распахиваешь - внутри соболь. Это было моё первое «меховое» потрясение."
А вот как филолог София Вишневская вспоминает встречу с Лилей Брик в Доме кино: «Я как загипнотизированная разглядывала жидкую косицу на роскошной черной шали, розоватый затылок, просвечивающий сквозь красные волосы. Нет, это не было смесью красок — хны и басмы, это был красный стрептоцид, известный мне с детства. Существовал еще запах, оглушительно прекрасный, не соответствующий ничему, — это был запах роскоши. “Герлэн”, “Шанель номер пять”, “Мицуко”, “Нарсис нуар”…».
Она первая в Москве стала приглашать к себе на домашние вечера тапера, первая из москвичек села за руль и получила водительские права. Когда Маяковский отправлялся за границу, он получал длинный перечень модных поручений.
И все мужчины баловали Лилю нарядами! Например, Виталий Примаков покупал ей всё, что она хотела:
«Хожу во всём твоём — с ног до головы. Я теперь самая элегантная женщина в Москве!»
«Джикки» — любимые Лилины духи «Jicky» от Герлена, классический аромат унисекс с восточными нотками, созданный ещё в 1889 году.
Но главными украшениями, конечно, были кольца-печатки с инициалами «ЛЮБ» и «WM». Кольца многих гипнотизировали — ведь это от самого Маяковского!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 606