Оно настолько лёгкое и нежное, что глаголы его только утяжеляли бы...
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Oтблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря...
Любовная история без единого глагола. Потому что Фет - гений!
Афанасия Фета называют поэтом самых "музыкальных" стихотворений - его строки легко ложатся на музыку и становятся текстами самых нежных романсов.
Ни единого глагола...
Однако это нисколько не мешает видеть нам, слышать, чувствовать изменения художественного мира. Секрет - в отглагольных существительных и очень метких прилагательных.
Более того, поэт задействует разные органы чувств:
зрение - серебро, свет ночной, тени, милое лицо, дымные тучки, пурпур розы, янтарь, слёзы, заря.
слух - шёпот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья.
осязание - дыханье, лобзания, слёзы.
Композиция стихотворения - сперва умиротворение предутренней природы. Затем мы видим "милое" лицо. И речь не о миловидности девушки, это лицо обожаемо лирическим героем, мы видим отношение героя. Мы понимаем, что это свидание влюбленных.
В финальном четверостишии эмоции накаляются: горизонт розовеет, появляется "отблеск янтаря" - вот-вот взойдет солнце, и возлюбленным придется расстаться! Оттого "лобзания и слезы". И такое нерадушное приветствие зари. Мы чувствуем досаду лирического героя, его отчаяние в финальной строке.
Получается, А.Фет рассказывает нам целую историю, любовный эпизод.
Художник Вильгельм Август Лебрехт Амберг
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 47