(28 августа 1899 – 5 января 1951) Андрей Климентов (Платонов – творческий псевдоним) родился в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Отец Платон Фирсович работал машинистом паровоза и слесарем. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, на ней держалось многочисленное семейство. Андрей был старшим среди одиннадцати детей.
В семь лет, в 1906 году, Андрей поступил в церковноприходскую школу с трехлетним сроком обучения. После ее окончания подал документы в Воронежское городское училище. Окончить училище ему не довелось, с 13 лет Андрей начал работать: сначала на молотилке, потом на складе страхового общества, помощником машиниста, затем литейщиком. Автобиографический материал о детстве позже ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е годы: «Семен», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын».
Весной 1918 года Климентов стал студентом железнодорожного политехникума, но учебу вскоре пришлось оставить. Грянула Гражданская война. В 1919 году служил в Красной Армии помощником машиниста – перевозил боеприпасы и продовольствие. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.
В 20-е годы Климентов придумал себе новую фамилию, взяв за основу имя отца, и стал Платоновым. В это время началось его сотрудничество с разными газетами и журналами родного города. Он пробовал себя в разных сферах – писал стихи, прозу, критические статьи и очерки. В 1921 году Андрей Платонов закончил учебу в политехникуме. В этом же году выпустил свою первую книгу «Электрификация», затем – сборник стихотворений «Голубая глубина», спустя три года закончил повесть «Епифанские шлюзы».
Весной 1927 года Платонов с семьей переехал в Москву, некоторое время служил в наркомате земледелия, но вскоре перешел на положение профессионального литератора.
Из-под пера писателя вышли произведения: «Ямская слобода» и «Происхождение мастера», «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», «Родина электричества», «Луговые мастера», «Песчаная учительница» и «Как зажглась лампа Ильича».
Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века.
В 1928 году он закончил первую большую работу – роман «Чевенгур». В издательстве «Федерация» роман печатать отказались.
Спустя год поставил финальную точку в повести «Котлован». Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя. Платонова и его произведения не жаловали ни власть, ни цензура, частенько он попадал в число опальных литераторов, но не обращал внимания на недовольство властей и продолжал писать.
В 1929 году рассказ «Усомнившийся Макар» вызвал волну критики в адрес писателя. Через два года написана повесть «Ювенильное море» (опубликована в 1986 году); вышла повесть «Впрок. Бедняцкая хроника». Затронув в жанре сатиры болезненные вопросы первой пятилетки, писатель не дал на них однозначных ответов. Повесть подверглась резкой критике. В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях опубликовали разоблачительные статьи, в которых писателя назвали «классовым врагом». В следующие годы Платонова почти не печатали.
В 1934 году Платонова, благодаря поддержке Горького, включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии: это был знак доверия. Из Туркмении писатель привез рассказ «Такыр», повесть «Джан» и другие произведения. В 1936 году были опубликованы рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семен», в 1937 году – повесть «Река Потудань».
В годы Великой Отечественной войны Платонов в звании капитана служил военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков. Его первый военный рассказ «Броня» напечатали в сентябре 1942 года. Он рассказывал о моряке, который изобретал состав сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно: броня, «новый металл», «твердый и вязкий, упругий и жесткий» – характер народа. Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма.
В эти годы выходит четыре его книги. Большую известность получают военные рассказы «Одухотворенные люди», «Взыскание погибших», «Смерти нет!», «В сторону заката солнца», а также рассказ «Афродита» – глубокое размышление о собственной судьбе и эпохе.
На фронте Платонов много времени проводил на передовой среди солдат, участвовал в боях. Побывал под Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Он добросовестно выполнял обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. В годы войны Платонову присвоили звание майора. По окончании войны наградили медалью «За победу над Германией».
К концу войны у Платонова резко ухудшилось здоровье – начался туберкулез. Он не обращал внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Писатель создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров. В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.
Вскоре в журнале «Новый мир» был опубликован его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение»), который вызвал новую волну отрицательных рецензий. Писатель вновь попал в литературную опалу.
Прикованный к постели болезнью, Платонов не оставлял работы. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях. В 1951 году выходят книги народных сказок в обработке А. Платонова: «Башкирские народные сказки» (1947), «Финист – Ясный сокол» (1947), «Волшебное кольцо» (1950). Именно эти произведения стали в 70-х годах основой для создания мультфильмов. В архиве писателя остался незаконченный еще с 30-х годов роман «Счастливая Москва».
Андрей Платонович Платонов умер 5 января 1951 года в Москве. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой.
Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти. Произведения Платонова были неоднократно экранизированы
Светлана Коробова, главный библиотекарь универсального читального зала
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев