Кадр из фильма «Осень»
«Хорошо, что вы приглашаете в кино не только актеров, — писал один из зрителей о картине «Осень», вышедшей в 1974-м. — Крестьянка Гундарева отлично сыграла в фильме про крестьянку Тасю». В другой раз ее пригласили выступить на одном предприятии, она была больна и отказалась. «Ничего, — ответили ей, — вы просто посидите в президиуме. Вы для нас олицетворение русской женщины».
У нее не было амплуа, а у ее ролей, как бы сейчас сказали, референсов. Она оставалась единственной, неповторимой. Деревенские бабы, городские интеллектуалки, кустодиевские купчихи, фабричные работницы, педагоги, домохозяйки, бомжихи, крестьянки, мещанки, аристократки, императрицы — в каждой из ролей Гундарева была Гундаревой. Суперпрофессиональной актрисой и адвокатом своих героинь. Отпетых мерзавок она не играла. Не потому, что сценаристы не предлагали, а потому, что любила всех своих персонажей, вкладываясь в них щедро и безудержно.
Лихие девяностые, когда нищали одни и преступно богатели другие, рушилось кинопроизводство и мельчал театр, не повергли ее в ступор. Беспределу она противостояла со всей страстью недюжинной натуры, впервые публично заговорив о вещах вроде бы нетворческих: «Мы всё равно будем и мыслить, и страдать, потому что такова наша духовная сущность, которую стали называть непонятными мне словами «менталитет», «имидж». Я думаю иногда: вот страна, в которой я живу, оборванная, обглоданная, разодранная на части, нищая и всё равно вызывающая интерес и даже, по мнению некоторых зарубежных исследователей, несмотря на всю нашу разруху, таящая угрозу. Всё дело в мощи духа, который от России исходит. Я прихожу в храм — он разрушен, одни кирпичи остались, но я всё равно чувствую исходящую от него мощь, а остальное я могу дофантазировать, потому что главное существует: невероятная мощь, сила...»
Комментарии 37