07.03.1941 - 16.08.1987
ЗАМРИТЕ, АНГЕЛЫ, СМОТРИТЕ, Я ИГРАЮ!
Сколько лет прошло, а феномен Андрея Миронова продолжает восхищать и удивлять. Артист на все времена, прожив очень короткую жизнь, остался в памяти сменяющих друг друга поколений. Есть такие исключительные таланты, над которыми время не властно.
АНДРЮША
7 марта Марию Миронову прямо со сцены увезли в родильный дом имени Грауэрмана на Арбате. Там еще до полуночи родился ее сын Андрюша. Но остроумная мама-артистка решила преподнести подарок всем женщинам страны, записав в документах подкорректированную дату рождения сына: 8 марта 1941 года.
Эстрадный дуэт супружеской пары Марии Мироновой и Александра Менакера в те времена был любим публикой, посещавшей Московский Театр миниатюр. После рождения сына в их артистическом графике до начала войны ничего не изменилось. Вечер последнего мирного дня 21 июня Мария Владимировна и Александр Семенович провели в ресторане Клуба театральных работников, где играл джаз-оркестр Александра Цфасмана...
Во время войны Театр эстрады и миниатюр после долгих мытарств был эвакуирован в Ташкент. "Красный граф" Алексей Толстой ехидно называл узбекскую столицу "Стамбулом для бедных". Там и пришлось обживаться семейству Мироновой-Менакера вместе с сыном Андрюшей. В Средней Азии ребенок заболел дизентерией в очень тяжелой форме. Но жизнь будущего артиста спас сульфидин, раздобытый и срочно отправленный в Ташкент летчиком Михаилом Громовым.
Когда война закончилась, Андрюше было четыре года. Он опять жил с родителями в Москве, проводя большую часть своего дошкольного времени с нянькой, научившей его премудростям могучего русского языка. Лучшим другом семьи в послевоенные времена был дядя Ледя - Леонид Осипович Утесов, не равнодушный к чарам властной бескомпромиссной Андрюшиной мамы. Мария Владимировна обожала мужа и сына, но предпочитала держать их в ежовых рукавицах. Дядя Ледя отбивал Андрюшу от обязательных занятий музыкой, определив, что ребенок лишен музыкального слуха и певческого голоса. Пришлось переориентировать на редкость послушного мальчика на изучение иностранных языков. Судьба его казалась предопределенной: Андрей просто обязан был стать дипломатом.
И все-таки застенчивый, неуклюжий, толстоватый Андрюша после окончания школы легко поступил в Щукинское театральное училище, вопреки родительской воле и прогнозам многочисленных друзей. Из Щуки Андрей вышел с красным дипломом и твердым намерением пополнить актерские ряды Театра Вахтангова. Но судьба распорядилась так, что всю дальнейшую жизнь Андрей Миронов отдал служению Театру Сатиры. Главреж Валентин Плучек принял его в труппу, как родного. На театральном небосклоне Москвы засияла новая звезда. Даже Мария Владимировна Миронова со временем вынуждена была признать, что ее единственный сын был рожден не для посольств, а для сцены.
Яркий комедийный талант, расцветшая буйным цветом музыкальность, пластичность, уникальный тембр голоса - все это явилось неожиданным сюрпризом для ближних, знавших Андрюшу с детства. Закомплексованный подросток, вечно робевший перед авторитарной мамой, возмужав, сбросил с себя тесные одежды хорошего мальчика и разыгрался во всю мощь отпущенного ему таланта. И на сцене, и в жизни.
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ
В женщинах он искал сходство с натурой своей матушки. Если находил, тут же влюблялся, но жениться до поры до времени остерегался без высочайшего маминого согласия. Мария Миронова не приняла холодноватую красавицу Наталью Фатееву, с которой Андрей познакомился на съемках фильма "Три плюс два". Актриса тяжело переживала развод с Владимиром Басовым и к безудержной страсти юного Миронова относилась со снисходительным холодком. Однако выйти замуж за него все-таки согласилась. Но тут встала стеной мать жениха - и вскоре ни о каком браке больше не вспоминали. Фатеева легко переключилась на других претендентов и даже познакомила безутешного Андрюшу с Ларисой Голубкиной, уже успевшей сыграть Шурочку в "Гусарской балладе".
На тот момент Лариса была знаменита гораздо больше, чем Андрей. И он, предпочитавший популярных в богемной среде подруг, опять захотел жениться. Мать на сей раз благоразумно промолчала. Но Лариса была инфантильной барышней из добропорядочной семьи и замуж выходить (тем паче за актера!) не торопилась. Любопытство к интимным отношениям между мужчиной и женщиной проснулось в ней только в 25-летнем возрасте...
А в это время в Театре Сатиры появилась новая красотка - выпускница Щуки Татьяна Егорова. Наконец-то любовь Андрея оказалась взаимной. Если бы не мама... Обо всех перипетиях внутри этого треугольника (он - его мама - его любовницы) написала в своей книге "Андрей Миронов и я" сама Егорова. Она издала книгу в 1999 году, уже после смерти Марии Владимировны. Успех мемуаров отразился на эксцентричной психике Татьяны, и она стала себя публично называть "эзотерической вдовой" Андрея Миронова. Не взирая на наличие двух неэзотерических вдов.
Первый раз Андрей Миронов женился в ноябре 1971 года на Екатерине Градовой. Ему уже было 30 лет, и мама больше не вмешивалась в брачные игры сына. Однажды Катя вышла за хлебом и вернулась домой в ореоле славы - в этот день начался показ "17 мгновений весны", где Градова играла радистку Кэт. Андрея неожиданная популярность жены не обрадовала. После рождения дочки Маши в мае 1973 года их отношения только усложнились. В конце концов, Катя не простила Андрею очередную измену - и он переехал к родителям. А вскоре переселился к Ларисе Голубкиной, которая к этому времени успела родить дочку. Тоже Машу. Андрей удочерил девочку и зажил в новой семье шумно и весело. Жена поддерживала идеальный порядок, дочь была послушна, друзья слетались на огонь этого очага в неограниченном количестве. Горин, Ширвиндт, Захаров, Кваша, многоликие таланты и поклонники постоянно застольничали в гостеприимном доме Миронова и Голубкиной.
КОМПЛЕКС МОЛЬЕРА
В 1966 году Андрей Миронов сыграл своего первого Дон Жуана в спектакле по пьесе Макса Фриша "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" в постановке Плучека. В том же году вышел фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", где мироновский Дима Семицветов запомнился зрителям плутовским обаянием советского жулика. Приближался звездный час "Бриллиантовой руки". 28-летний Миронов, снявшийся у Гайдая в роли контрабандиста-неудачника Козодоева, наконец-то проснулся не на шутку знаменитым. Позже Андрей Александрович с грустью говорил, что фильм "Бриллиантовая рука" стал его актерской катастрофой. Как из рога изобилия, посыпались предложения сниматься в ролях обаятельных прохвостов - однояйцевых близнецов Геши Козодоева. Но Миронову это амплуа было уже неинтересно. У него появился типичный комплекс Мольера: гениальный комик страстно желал доказать публике и критикам, что он способен быть великим трагиком.
На пике актерской формы Андрей Миронов начал играть свою самую мистическую роль в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Мироновский Фигаро был весел и печален, философичен и страстен, умен и ироничен. Из комедии Бомарше Плучек и Миронов сотворили трагикомедию самой высокой пробы. Потом были Хлестаков в "Ревизоре", Чацкий в "Горе от ума", Макхит в "Трехгрошовой опере", Лопахин в "Вишневом саде". Плучек ставил спектакли на Миронова, и публика ходила в Театр Сатиры, прежде всего, на Миронова. Но отношения с главрежем стали портиться после того, что Андрей всерьез увлекся режиссурой. За свою короткую жизнь он успел поставить пять спектаклей, отнюдь не обласканных критикой. Да и как актеру сцена Театра Сатиры становилась Миронову тесна. И он сыграл совсем другого Дон Жуана в спектакле по пьесе Эдварда Радзинского "Продолжение Дон Жуана", поставленном Анатолием Эфросом в Театре на Малой Бронной. Плучек этой измены Миронову не простил. Из отца родного главреж Сатиры превратился в спесивого двоюродного дядю...
О НАСЛАЖДЕНЬЕ СКОЛЬЗИТЬ ПО КРАЮ!
Достигший актерского совершенства Андрей Миронов много снимался в кино и на телевидении: в "Достоянии республики", "Соломенной шляпке", "Повторной свадьбе", "Двенадцати стульях", "Небесных ласточках", "Обыкновенном чуде", "Сказке странствий". И совсем другой, поборовший комплекс Мольера, трагический Андрей Миронов предстал перед погрустневшим зрителем в картинах Ильи Авербаха "Фантазии Фарятьева" и Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин". Последней киноролью блистательного Миронова был Мистер Фест в вестерне Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов".
Конечно, огромное место в его жизни занимала и эстрада, к которой артист относился очень ответственно. Собратья по цеху воспринимали эстрадные выступления как халтуру, где не напрягаясь, вполноги можно подзаработать денег. А Миронов концертировал всерьез, любил скетчи и музыкальные номера, импровизировал в них от души, не скованный партнерством с другими артистами. Обычно он гастролировал с женой Ларисой Голубкиной. В первом отделении она пела романсы и песни из "Гусарской баллады", во втором отделении Миронов играл свой мономюзикл, всегда разный, всегда искрометный.
Андрей Александрович и родился, и умер на сцене. Врожденная аневризма сосуда головного мозга разорвалась, когда он доигрывал роль в "Женитьбе Фигаро" на гастролях 1987 года в Риге. 14 августа в зале Оперного театра среди зрителей сидела дочь Маша-старшая. В гостинице ждали Андрея после спектакля дочь Маша-младшая и жена Лариса. Мать Мария Владимировна тоже ждала сына в санатории поблизости. А его везли в "скорой помощи" в больницу, и великий артист, уже без сознания, шептал последние слова монолога Фигаро, которые не успел произнести со сцены...
Смерть констатировали в 5.35 утра 16 августа. Похоронный кортеж двинулся из Риги в Москву. Артиста везли на рафике, заполненном льдом. Близкий друг Григорий Горин ехал впереди рафика на своем жигуленке. Вдоль дороги выстраивались люди. Похоронили Андрея Миронова 20 августа на Ваганьковском кладбище. Почти весь Театр Сатиры вынужден был остаться в Риге. Главреж Валентин Плучек запретил актерам срываться с гастролей на похороны своего собрата. А в Москве на площадь Маяковского перед Театром Сатиры всю ночь накануне прощания прибывала толпа. К утру Садовое кольцо было заполнено народом от самой Смоленской площади. Тысячи людей все шли и шли к своему любимому артисту, чтобы проводить его аплодисментами в последний путь...
© Ирина Карпинос
Опубликовано в журнале "Публичные люди"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20