Полина Виардо дебютировала на русской сцене в «Севильском цирюльнике». Послушать 22-летнюю приму, успевшую прогреметь в Европе, собрался весь Петербург. Когда она вышла к рампе, в партере, где сидел Тургенев, кто-то разочарованно протянул: «Некрасива». Но тут Виардо запела, и произошло чудо: ее лицо сделалось вдохновенным, глаза засияли, и полились восхитительные, бархатные звуки. «Кто сказал «некрасива»? Какая нелепость! Да ни одной черты нельзя изменить в этом прекрасном лице!» — пронеслось в голове у Тургенева. А потом театр дрожал от рукоплесканий и криков «Браво!». Цветы дождем сыпались на сцену. Виардо взяла русскую публику с налета, с первого же штурма.
Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках. Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес. Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для неё. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием «Последний колдун».
Именно Виардо сделала русский романс известным в Европе — и использовала для его популяризации собственные сочинения. Исполняя партию Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Виардо в сцене урока спела романс Алябьева «Соловей» — и сорвала овации. К алябьевскому «Соловью» прибавился фрагмент из «Ивана Сусанина», который Виардо исполняла совместно с Петровым и Рубини. В своих концертах она часто поет романсы Даргомыжского и Виельгорского.
Почти 40 лет продолжалось романтическое увлечение русского писателя и испано-французской певицы. Как и в любой реальной жизни, у них бывали разные периоды. Тургенев ушел раньше, и Виардо находилась в этот момент рядом с ним. Сама Полина дожила почти до 90 лет, оставаясь энергичной, моложавой и обаятельной. На упреки она ответила лишь однажды: «Сорок лет прожила я с избранником моего сердца, вредя разве что себе, но никому другому. Какое право имеют клеймить нас? Чувства и действия наши были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы. А положение наше было признано законным всеми, кто нас любил».
Но даже после своей смерти, она надолго осталась в памяти не только музыкантов, но и поэтов…
«"Безумная" - дрожу... Мне страшно...
Дыбом волос...
"Люблю" - хоть умереть от этого "люблю"…»
В. Бенедиктов.
Записи голоса Виардо, увы, не сохранилось. Но то, что она пела, мы можем послушать в блестящем исполнении Сесилии Бартоли.
Комментарии 7