В истории нашего отечественного киноискусства остаются совершенно необъяснимыми (а точнее-необъясненными) тот фантастический, сенсационный успех, который имела Вера Холодная, та всеобщая зрительская любовь, то поклонение и безоговорочное признание ее "королевой экрана". Имя ее для целого поколения стало нарицательным обозначением славы, женской красоты и таланта.
Актриса прожила в искусстве одно только мгновение - всего три года; она снялась впервые в 1915 году, а в феврале 1919 года скончалась. Но слава Веры Холодной перешагнула десятилетия и жива по сей день.
Между тем фильмы, в которых она снималась, были по большей части банальными салонными драмами со страдающей героиней и трагическим финалом, так называемые "драмы женской души". Сейчас большая часть этих картин смотрится как пародия. Но в предреволюционные годы и в первые годы после революции увлечение Верой Холодной сделалось всеобщим. Она стала любимейшей актрисой во всех кругах русского общества.
Иные историки кино пытаются объяснить успех Веры Холодной одной только ее внешностью, а как актриса она, мол, была ничем - просто красивой натурщицей. Объяснение, которое ровно ничего не объясняет, ибо в те же времена, что и Вера Холодная, в русском кино снимались десятки необычайно красивых женщин, но ни одна из них не имела даже микроскопической доли успеха Холодной. А как объясняют наши киноведы то, что и ни одна из знаменитых театральных актрис, снимавшихся в одно время с Холодной, тоже не могла завоевать ничего похожего на сенсационный успех "натурщицы"? Этому тоже не дается никакого сколько-нибудь вразумительного объяснения.
А ведь снимались в те времена "первые актрисы" русской сцены: Юренева, Рощина-Инсарова, Пашенная, Гер-манова, Гзовская, Бакланова, Коонен, Коренева и другие. Где же разгадка этих несоответствий? Что кроется за "тайной" нашей "королевы экрана"?
Осенью 1893 года в Полтаве в семье учителя гимназии Василия Левченко родился первый ребенок - дочь Вера. Вера Левченко.
Вскоре после рождения "полтавской галушки", как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья Левченко переехала в Москву. Вера - и это все замечали - была ребенком необычным. Не по годам серьезная, она в двенадцать-тринадцать лет беседовала со взрослыми не только "на равных", но часто поражала их глубиной мысли, важностью вопросов, о которых думала, широтой знаний, начитанностью. Но тех, с кем ей доводилось встречаться, еще больше удивляли и покоряли доброта, отзывчивость девочки, ее душевность и постоянная готовность к самопожертвованию.
Вера была хрупкой, большеглазой. Училась в гимназии Перепелкиной, что на Большой Кисловке. Удивительно хорошо читала стихи на гимназических вечерах, сыграла Ларису в "Бесприданнице", и, по свидетельству очевидцев, играла так проникновенно, что зрители забывали-перед ними на сцене ребенок. Она хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепьяно.
Был в ее жизни "балетный эпизод" - в десять лет поступила она в балетную школу Большого театра, но через некоторое время, по настоянию родных, вернулась в гимназию. Отец Веры умер очень рано, заразившись холерой. Мать часто болела, и Вера - сама еще ребенок - приняла на себя все заботы о двух младших сестрах.
В 1910 году на выпускном гимназическом балу Вера познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным и вскоре вышла за него замуж. Было ей тогда семнадцать лет.
Комментарии 2