Мир Аллы Демидовой
«Я человек, всю жизнь живущий на обочине», — рассказывает о себе актриса Алла Демидова. — «Даже когда смотрю спектакли, всегда сажусь в стороне, а не в центре. Со стороны всё виднее”. Возможно, именно поэтому творческий путь Аллы Сергеевны столь уникален. А её взгляды и суждения — независимы, незаурядны и современны.
Неизменно элегантная, статная и уверенная в себе, но не кичаящаяся своими заслугами. Именно такой и должна быть одна из величайший трагических актрис современности. Её до сих пор окружает ореол таинственности и загадочности. И это при том, что актриса издала уже десяток книг-воспоминаний и не отказывается от интервью. «Просто я человек закрытый, и, когда меня не спрашивают, — предпочитаю молчать», — объясняет она.
"Для меня понятие интеллигентности — в особом качестве души. Интеллигентность не передается по наследству, она не определяется профессией, не приобретается образованием. Это способ мироощущения."
Алла Демидова
Все время надо прислушиваться к себе, ни в коем случае нельзя, чтобы тебя вели другие. Вкус толпы — усредненный. Она истинный талант сначала не понимает. Такое непонимание раздражает и толпу, и талант.
Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре «Но» перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену. Любой актер перед выходом на сцену смотрится в зеркало, не — «как я выгляжу?», а с чисто подсознательным любопытством — ведь отражается уже фантом. И этот фантом должен стоять перед глазами, когда играешь.
Желание нравиться — пожалуй, главный недостаток актеров. Это может быть простительно на сцене, хотя — по мне — это и там не перестает быть недостатком. Нельзя нравиться всем. Нужно найти точный адрес, для кого играешь роль, равно как для кого пишешь книгу или рецензию, для кого снимаешь фильм...
Я никогда не вмешиваюсь в свою судьбу. И по своему опыту знаю, что мне это даже вредно. Потому что, когда я это делаю, точнее, когда мое сознание к этому подключается, я всегда делаю ошибки. Я подсознательно плыву по воле судьбы. Иногда ее чувствую, иногда — нет. И судьба меня сама поворачивает. Только надо это услышать. И важно при этом быть на старте, быть готовой. Это у меня уже было много раз.
Алла Демидова
Из книги " Тени Зазеркалья''
Я не читаю и, честно говоря, не вижу смысла читать, что обо мне пишут. Я знаю о себе и о своей работе больше, чем кто-либо другой. К тому же я не страдаю излишней самодостаточностью - меня не надо одергивать и "ставить на место". Понимаю, мое отношение к критике отнюдь не достоинство, но раз уж спросили…
Из интервью «Что есть талант?», 1987 год
«Искусство мало меняет человека, но оно приподнимает человека над бытом, над чем-то своим привычным».
— Интервью «Эхо Москвы»
«Одиночество — оно же так драгоценно. Его надо как-то лелеять, беречь, а не заполнять всякой ерундой! А я очень люблю одиночество, или уединение — будем говорить так. Только в нём и происходит накопление».
— Интервью Numéro (2017)
О фатализме
«Мне кажется, что свой страх перед абсурдностью мироустройства можно побороть только фатальностью, то есть принимать жизнь такой, какая она есть. Научиться ценить момент и попытаться любую неожиданность, случай использовать в своих интересах. И при этом не убивать свою волю, иначе остановишься — вечное наше «А за-а-ачем?..» и сомнения сделают жизнь совсем бессмысленной».
— «Бегущая строка памяти» (2000)
О времени
«Я не считаю вообще, что время бежит. Конфуций говорил: время стоит, бежите вы. Для меня нет движения времени. Для меня иногда то, что произошло 20 или 15 лет назад, как будто случилось вчера. А то, что случилось вчера, мне абсолютно не важно».
— Интервью OK Magazine (2012)
Об антиквариате
«Я и впрямь люблю старые вещи, тем более сделанные талантливыми мастерами. Давно заметила: опыт и память человечества всё плохое стирают. Остаётся, как ни странно, лишь то, что несёт в себе хорошую энергию: картины, например, предметы старины».
— Интервью изданию «Бульвар Гордона» (2007)
О роли языка в театре
«Я ненавижу театр, который воспринимается словесно, вербально. Театр надо понимать дословесно. Я не знаю японского языка, но обожаю театр «Но»… Когда я познакомилась на фестивале в Квебеке с Терзопулосом, мы играли «Федру». Терзопулос русского языка не знал и никогда не читал Цветаеву, но всё понял. На этом же фестивале два греческих актёра играли пьесу «Квартет» Хайнера Мюллера. Я Мюллера никогда не читала, он почему-то не переводился на русский язык. Греческого языка я, естественно, не знаю. Но в спектакле я всё поняла».
— Интервью Mig News (2004)
О чтении
«Мой дом находится рядом с книжным магазином «Москва», куда я захожу раз в неделю и ухожу с сумками книг. Чтение для меня — способ существования, постоянное состояние. Обычно читаю одновременно сразу несколько книг, в зависимости от того, в какой комнате нахожусь или в какой ситуации: в поезде, на отдыхе… Раньше я глотала детективы, а сейчас перешла на фэнтези вроде трехтомника Филипа Пулмана «Тёмные начала». Всегда любила и люблю английские романы. Перечитываю Айрис Мёрдок — «Чёрный принц», «Море, море», включая последний — «Дилемма Джексона», книгу о любви и волшебстве.»
— «Новое время» (2011)
Комментарии 87
Всё меньше и меньше становится в российской культуре таких Личностей.
Как жаль, жаль...
С кого же молодёжи брать пример
Я восхищаюсь ее работами в кино и театре.
Алла Демидова очень умна. !
Эти ее качества заставляют к ней относится с огромным уважением, любовью и пониманием ее творчества.
С чувством достоинства!!!