Елизавета Мукасей с детьми Эллой и Анатолием.
И вот представился случай. Меня пригласили на телевидение и на вопрос журналиста «Кто ваши родители?» я ответил, что родители - разведчики-нелегалы Елизавета Ивановна Мукасей и Михаил Исаакович Мукасей, которые работали под псевдонимом Зефир и Эльза...
Как бы то ни было, после этой истории у них началась нормальная человеческая жизнь. Они стали востребованными, написали книгу, ими стали интересоваться журналисты. Это здорово продлило им жизнь. Отец дожил до 101 года.
- Родители - разведчики-нелегалы. Вас-то с чего потянуло в кино?
- Когда мы с сестрой были детьми, папа работал советским консулом в Лос-Анджелесе. Это было во время войны, отец занимался организацией ленд-лиза. Тогда он познакомился с Чарли Чаплином, Теодором Драйзером. Его приглашали консультантом в Голливуд, когда американцы делали фильмы о войне. Еще тогда, в Америке, он снимал кино на 16-миллиметровую цветную пленку. Эти пленки живы, они хранятся у меня дома. На них я, маленький, моя сестра, папа, мама, Андрей Громыко, Максим Литвинов - нарком иностранных дел. Я возился с папиным киноаппаратом с детства.
- Вы с сестрой тоже с родителями поехали?
- Конечно, нет. Мне было лет десять. Иногда папа приезжал в Москву на 2 - 3 дня, иногда мама на неделю раз в три года. По сути, в разлуке мы прожили 25 лет, хотя меня не покидало чувство, что родители рядом. У нас с сестрой была потрясающая воспитательница Тоня, приезжали «шефы» с Лубянки, потрясающие мужики, которые не только делали с нами уроки, но и были как члены семьи. Единственный раз, когда за эти 25 лет родители приехали домой на длительный срок, были наши свадьбы - я женился на Свете Дружининой, сестра вышла замуж. Сыграли свадьбы и вместе поехали в Ялту на целых две недели. Это были самые счастливые дни нашей жизни.
- Дома вы смотрели с ними фильмы о подвиге советских разведчиков, например «Семнадцать мгновений весны»?
- Смотрели, но отец всегда морщился. Говорил, только в кино профессия разведчика окутана романтикой. В жизни - это кропотливый и ужасно нудный ежедневный труд. И постоянное чувство, что ты под прицелом.
- В такой серьезной семье вы вдруг стали оператором, причем в основном снимаете комедии?
- Мне весело на комедиях. Я же не только в камеру смотрю. Если режиссер - хороший комедиограф, как Алексей Коренев или Эльдар Рязанов, многие хохмы не в сценарии, а рождаются на площадке за разговором. Когда Леша Коренев писал сценарий для «Большой перемены», он придумывал, а я добавлял веселые мелочи. Помните сцену, где герой Евгения Леонова учит английский язык «на корочку»? А потом выходит в классе и говорит: «Матерый шпион Джонс, вертолет, погода...» Я Кореневу предложил написать репризу на модную тогда систему обучения иностранным языкам под магнитофон. Он мою идею реализовал.
- Это вы подсказали жене Светлане Дружининой из актрисы стать режиссером?
- Она сама этот путь выбрала... Снова поступила во ВГИК, честно прошла все вступительные экзамены. Профессия артиста зависит от множества обстоятельств. Ролка (Ролан Быков, с которым Мукасей снял 4 фильма. - Ред.) говорил: «Артисты - все проститутки. Если хотят сниматься в конкретной роли, сделают все, чтобы этого добиться». Света пошла в более независимую профессию и, по-моему, многого в ней добилась.
Комментарии 21
Будьте здоровы и счастливы!