Из-за чего погиб Михаил Лермонтов.
Выстрел прозвучал так громко, что отдался эхом о недалёкий склон Машука. Наступила зловещая тишина. В течение нескольких мгновений, наверное, никто не мог понять, что же произошло. А затем до собравшихся дошёл страшный смысл случившегося. Потом один из очевидцев будет рассказывать: «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперёд, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные».
Поэт и прозаик Михаил Лермонтов был убит в Пятигорске в возрасте 26 лет на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года. Прошло уже более 180 лет, а его смерть по сей день окружена ореолом тайны и продолжает порождать новые слухи. Количество домыслов, мифов и легенд, связанных со смертью Лермонтова, по своим масштабам сопоставимы с тайнами и загадками смертей Пушкина, Гоголя, Есенина и Маяковского вместе взятых. Отчасти такому большому порождению слухов обязаны родственники Мартынова, недруги Лермонтова, очевидцы и так называемые свидетели конфликта. Ведь именно с их слов и показаний нам вдруг становится известно о невыносимости и заносчивости русского поэта. Ведь именно со слов этих сомнительных источников в конце ХХ и в начале XXI веков сформировалось мнение о невиновности Мартынова, о его белоснежной репутации и о том, что во всей этой истории виноват только один человек — распоясавшийся, дерзкий на язык и неугомонный задира Михаил Лермонтов.
Но так ли это? Что нам действительно известно о дуэли Лермонтова с Мартыновым? Хотел ли он стрелять в своего обидчика? И можно ли было предотвратить роковое событие, повлекшее за собой гибель одного из самых ярких «наследников» великого Пушкина — Михаила Юрьевича Лермонтова?
К 1840 году судьба Михаила Лермонтова, на первый взгляд, складывалась блестяще. С Кавказа, куда он был отправлен за стихотворение «На смерть поэта», он вернулся победителем — за бой на Валерике, «речке смерти», для него испрашивался орден Святого Владимира 4 степени с бантом. В Петербурге уже вышел отдельной книгой сборник его стихотворений, а «Героя нашего времени», последний рассказ, который писатель выслал незадолго до своего возвращения в Петербург, раскупили нарасхват после хвалебных отзывов критиков. Казалось бы, всё налаживается. Но нет. Награждению помешали злопыхатели, роман вызвал неудовольствие Николая I, а вольности опального офицера в столице вывели из себя великого князя Михаила Павловича. Как вспоминал позднее граф Соллогуб, на балу графини Воронцовой-Дашковой, куда Лермонтов явился в армейском мундире с короткими фалдами, младший брат императора не сводил глаз с отбывающего наказание поэта, который посмел явиться вместе с членами монаршего семейства.
⠀
«Великий князь, очевидно, несколько раз пытался подойти к Лермонтову, но тот нёсся с кем-либо из дам по зале, словно избегая грозного объяснения. Наконец графине указали на недовольный вид высокого гостя, и она увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом его препроводила из дому. В этот вечер поэт не подвергся замечанию», — рассказывал Сологуб.
⠀
Военное начальство не оставило без внимания подобный проступок и выпустило распоряжение о скорейшем возвращении Лермонтова на Кавказ. Стараниями близких ему удалось было получить отсрочку, однако его могущественный враг генерал Бенкендорф приложил все усилия, чтобы не дать молодому писателю выхлопотать себе столь желанный продлённый отпуск. В итоге из столицы поэт уехал сначала в Москву, а потом вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным отправился в Ставрополь. Здесь они встретили давнего друга, ремонтера Борисоглебского уланского полка Петра Магденко, который позднее так описал приезд Лермонтова в город, где ему суждено было найти свою смерть.
«Промокшие до костей, - писал он, - приехали мы в Пятигорск и вместе остановились на бульваре в гостинице, которую содержал армянин Найтаки. Минут через 20 в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом, как снег, бельё и халатах. Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого Николая Соломоновича Мартынова».
⠀
Познакомились Лермонтов и Мартынов, скорее всего, ещё в детстве. Рядом с Тарханами, где вырос поэт, находилась усадьба Мартыновых. Позже они встречались в своих подмосковных имениях, расположенных недалеко друг от друга (Середниково и Знаменское), но сблизились в юнкерской школе. Они долгое время были друзьями-соперниками - оба были честолюбивы, оба писали стихи и оба увлекались одними и теми же женщинами. И, возможно, всё бы ничего, но постепенно выяснялось: то, что давалось Михаилу легко и естественно, с каждым годом становилось у него ярче и талантливее, то Николаю давалось с большим трудом. Так началось их противостояние, переходящее в ненависть, которая, как писал Алексей Столыпин, зародилась в Мартынове от того, что он всё более ясно понимал свою бездарность и свою подражательность.
⠀
К моменту последних стычек с Лермонтовым Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьёзных наград и, как говорили, «сделался каким-то дикарём: отрастил огромные бакенбарды, ходил в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом да в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый». Его суровый вид и напускной «байронизм» стали поводом для постоянных насмешек со стороны Лермонтова, неоднократно изображавшего «Мартышку» в карикатурных набросках и эпиграммах, которые пользовались большой популярностью в узком кругу друзей. Главной темой для его шуток был как раз кинжал, с которым Мартынов не расставался и который считал атрибутом настоящего мужчины, а потому не переносил издёвок на эту тему.
«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли.
⠀
Объяснение произошло на танцах в доме генерала Верзилина. Поводом стал разговор падчерицы хозяина дома с поэтом — Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на его сопернике даже во время танцев, в ответ на что девушка обратила его внимание на недовольство Мартынова.
«Под шумные звуки фортепьяно говорили не совсем тихо, а скорее сдержанным только голосом. На замечание Эмилии Александровны Лермонтов что-то отвечал улыбаясь, но в это время, как нарочно, Трубецкой, взяв сильный аккорд, оборвал свою игру. Слово poignard (кинжал) отчётливо раздалось в устах Лермонтова», — так описал эту ситуацию биограф писателя Павел Висковатов.
⠀
Мартынов потребовал «оставить эти шутки, особенно в присутствии дам», и вечер продолжился. Мало кто из присутствовавших тогда придал значение произошедшему, однако в конце вечера отставной майор снова подошёл к Лермонтову, чтобы поставить точку в конфликте. Между ними произошёл такой разговор:
— Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное моё требование, чтобы вы их прекратили.
— Что же, ты обиделся?
— Да, конечно, обиделся.
— Не хочешь ли требовать удовлетворения? - спросил на это Лермонтов.
— Почему ж нет?!
— Меня изумляют и твоя выходка, и твой тон... Впрочем, ты знаешь, вызовом меня испугать нельзя... хочешь драться — будем драться...
Дуэль между ними состоялась 27 июля 1841 года. И всё, что происходило в те минуты, полно противоречий. В отличие от не менее трагической, но предельно ясной и зафиксированной дуэли Пушкина, в лермонтовской дуэли есть только одни гипотезы и предположения. Никто из собравшихся особо не запоминал ход событий, ведь все были уверены: ничего плохого не случится. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (всего двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли... Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.
⠀
Противникам дуэли зачитали условия: они могли стрелять, стоя на месте, подойдя к барьеру или на ходу, но обязательно — между счётом «два» и «три». Лермонтов при этом стоял на возвышении, что, по словам секундантов, лишало его преимущества. После команды «Сходись» Мартынов пошёл по направлению к барьеру быстрыми шагами, тщательно наводя пистолет, а Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места.
⠀
«Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь... Неразряженный пистолет оставался в руке...», — вспоминал после дуэли князь Васильчиков.
⠀
Последние свои слова Михаил Юрьевич сказал наклонившемуся к нему другу и однополчанину Михаилу Глебову: «Миша, умираю…» Тут же подоспел Мартынов и поклонился со словами: «Прости мне, Миша!» Хотя, по другим сведениям, Мартынов не был столь официален и бросился к лежавшему поэту, крича это в отчаянии. На что присутствовавший на дуэли Алексей Столыпин сказал Мартынову по-французски: «Уходите уже, вы сделали своё дело». Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона.
⠀
Гибель Лермонтова была воспринята многими современниками как тяжелейшая утрата. Император же встретил новость о произошедшем словами «собаке — собачья смерть» и только после укоров со стороны великой княгини Марии Павловны объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Император сказал: «убит», и с ним были согласны многие современники, высказывающие версию гибели поэта словами знаменитого дуэлянта и друга Михаила Лермонтова, Руфина Дорохова: «Дуэли не было – было убийство». Ему ли, отчаянному дуэлянту, не знать всех правил дуэли?! Дорохов назвал Мартынова «презренным орудием» убийства поэта. А ещё, скорее всего, была права Эмма Герштейн, утверждающая следующее: «Сбивчивость рассказов защитников Мартынова о дуэли, придуманный конфликт из-за сестры Мартынова, игнорирование важнейших биографических моментов его жизни указывают на то, что истинная подоплёка истории дуэли скрывалась… Все эти данные подчеркивают участие в этой дуэли других сил, для которых Мартынов оказался удобным орудием исполнения».
⠀
Выдвигалась даже версия организации некоего царского заговора с целью убийства Михаила Лермонтова, хотя никак нельзя отрицать, что его гибель вполне устроила и императора Николая I, и давнего врага поэта, Бенкендорфа. К тому времени они оба крайне отрицательно относились к Лермонтову и внимательно за ним следили. Не случайно же так быстро Николай Мартынов был прощён, а о самой дуэли запрещалось что-либо писать лет тридцать. Сборники стихов выходили, но никакой биографии поэта, никаких упоминаний о причинах его смерти. Да и других недоброжелателей у Лермонтова хватало при жизни, и в столице, и в самом Пятигорске было кому раззадорить на дуэль Николая Мартынова. Сохранилось несколько четверостиший, написанных Михаилом Лермонтовым в последние месяцы жизни:
«Им жизнь нужна моя, —
ну, что же, пусть возьмут,
Мне не жалеть о ней!
В наследие они приобретут –
Клуб ядовитых змей».
И ещё одно, посвящённое его мнимым друзьям, тем трагическим летом 41 года:
«Мои друзья вчерашние – враги,
Враги – мои друзья,
Но, да простит мне грех Господь благий,
Их презираю я…»
Кто стоял за Мартыновым, нам, наверняка, теперь уж не узнать, но ясно одно: он и сам не был против того, чтобы устранить надоевшего противника. «Несомненно, Николай Мартынов осознанно хотел убить Лермонтова, и осознанно в него стрелял. Тем более, Мартынов знал, что опытный воин и прекрасный стрелок Михаил Лермонтов стрелять в него не собирается. Значит, требуется всего лишь метко прицелиться в поэта. Увы, это ему удалось…», - писал Михаил Глебов.
⠀
Некоторые исследователи-лермонтоведы и сегодня обвиняют в случившемся исключительно поэта, а вернее, его несносный, сложный, задиристый характер. И при этом во многом оправдывают Мартынова. Но позвольте спросить, у кого из великих писателей был мягкий покладистый характер? Если бы за это вызывали на дуэль, русская литература лишилась бы и Толстого, и Тургенева, и Достоевского. Признавая все шалости и насмешки Михаила Лермонтова в адрес Мартынова, увидеть в них достойного повода для дуэли просто невозможно.
Но самое оскорбительное в наше время – воспевание убийцы. На всероссийском сайте «Великие русские имена» среди таких имён есть имя Николая Соломоновича Мартынова. Очевидно, не убей он Михаила Лермонтова, не напечатали бы его подражательных стихов и поэм, не вспоминали бы среди выдающихся людей нижегородской области и не имел бы он такого успеха у светских красавиц и не стал бы завсегдатаем Английского клуба в Москве. «Офицер, имевший несчастие убить на дуэли Лермонтова» - так написано на академических официальных сайтах сегодня. Вот уж на самом деле «счастливый несчастливец», как прозвал его однажды Михаил Лермонтов.
⠀
Поэт был похоронен на пятигорском кладбище через два дня после дуэли, его гроб несли на плечах представители всех полков, где он служил. А через 250 дней после похорон император дал разрешение его родственникам на перевозку тела в семейный склеп, расположенный в селе Тарханы, где в начале мая прошло погребение поэта рядом с могилами матери и деда.
Что касается Мартынова, то за дуэль он был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I, Мартынова приговорили к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию. В течение нескольких лет убийца Лермонтова отбывал епитимию в Киеве. «Посланный в Киев на церковное покаяние… Мартынов участвовал на всех балах и вечерах и даже сделался знаменитостью. Каждый век российской истории рождает своих геростратов. Кто-то из них поджигает, кто-то из-за угла убивает, кто-то разваливает государства …», - писал Андрей Дельвиг.
⠀
После нескольких просьб о помиловании, спустя четыре года, Святейший Синод пожалел «несчастного убийцу» и отменил епитимью. Впоследствии Мартынов благополучно женился, вернулся в своё родовое имение в нижегородской губернии, стал отцом одиннадцати детей, переехал в Москву. А ещё всерьёз увлёкся мистикой и спиритизмом, разными масонскими обрядами.
Как вспоминают, пробовал вызывать оккультист Мартынов и дух убитого им Лермонтова, но ничего хорошего из этого не получалось. Не отзывался гений. Впоследствии Мартынов написал свои воспоминания о дуэли, так называемую «Исповедь», но покаяние на бумаге закончить не успел. Всё, что дошло до наших дней — это 6-7 абзацев, в которых отчётливо прослеживается невыносимость характера Лермонтова, — «человека, с добрыми задатками, но испорченного «светом». Уже с самого начала своего «письменного раскаяния» автор как бы намекает, что выбора у него не было, избежать дуэли было невозможно… До конца дней своих (а он пережил Лермонтова на 34 года) Мартынов его ненавидел, и из уст его родственников, друзей и покровителей шла непрекращающаяся молва о несносном характере Михаила Лермонтова.
⠀
Очевидцы случившегося в тот роковой день вспоминали, что когда перед дуэлью началась буря, а затем страшная гроза, поединок хотели отменить, и Лермонтов даже согласился. Но вот Мартынов... Услышав последний отсчёт секунданта: «один», «два», «три»..., дуэлянты стояли неподвижно, и лишь после слов Глебова: ««Стреляйте или я развожу дуэль!» Мартынов устремился к Лермонтову и нажал на курок. «Ни секундантами, ни дуэлью не шутят», - сказал он, желая уничтожить ненавистный ему символ таланта и вольномыслия.
_________
Автор заметки: Ирина Лисовая
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 53
Имя твоё- с детства со мною.
Стихи я со сцены в клубе читала: смущалась, терялась и всё же читала.
Образ твой детский стоял предо мною: парадный, курчавый, с бархатом глаз- не по детски глядящий...
Он в душу запал, успокоил, нацелил...
Я скромно молчала, не сознавалась- что же мне в том...так помогало.
Но время настало- пришлось мне открыться: кто же мой Ангел на сцене и в зале, руку на лист белоснежный направил.
Домик- где детство и жизнь пролетала..., стоящий укромно на улочке нашей- имя твоё гордо носящей.
Средь зелени пышной, тихой, красивой; где стариною здания дышат, и воздухом горным округа объята.
Всё! призывало: читай и пиши, наслажденье найди- от строк...- от сердца идущих.
А вот милый скверик- в нём ты восседаешь: мимо ты шёл, любуясь природой, да заглянул и присел ненадолго.
Смотришь на гору- она пред тобою, словно кого- то сейчас поджидаешь?
И слышится вдруг шёрох платья в аллее, прикосновение шарфа по шее- видимо Мери рядом прошлася, вот Белла промчалась- что г...ЕщёЛермонтову
Имя твоё- с детства со мною.
Стихи я со сцены в клубе читала: смущалась, терялась и всё же читала.
Образ твой детский стоял предо мною: парадный, курчавый, с бархатом глаз- не по детски глядящий...
Он в душу запал, успокоил, нацелил...
Я скромно молчала, не сознавалась- что же мне в том...так помогало.
Но время настало- пришлось мне открыться: кто же мой Ангел на сцене и в зале, руку на лист белоснежный направил.
Домик- где детство и жизнь пролетала..., стоящий укромно на улочке нашей- имя твоё гордо носящей.
Средь зелени пышной, тихой, красивой; где стариною здания дышат, и воздухом горным округа объята.
Всё! призывало: читай и пиши, наслажденье найди- от строк...- от сердца идущих.
А вот милый скверик- в нём ты восседаешь: мимо ты шёл, любуясь природой, да заглянул и присел ненадолго.
Смотришь на гору- она пред тобою, словно кого- то сейчас поджидаешь?
И слышится вдруг шёрох платья в аллее, прикосновение шарфа по шее- видимо Мери рядом прошлася, вот Белла промчалась- что горная лань,а камешек с тропки кат'ится всё ниже; и дымом пахнуло от трубки горящей, кто- то целебной от'пил водицы, кто- то от ус'тали о'мыл чело.
Все собрались, и по низу уселись: кто- то поближе, кто- то поодаль, с надеждой и грустью глядя на тебя.
Как молод ты был, как мало прожи'л, немало же! создал: стихов и поэм, написал и картин.
А в них и геройство, в них и порок, любовь и мечты, сила без меры, нежность без края, надежда навек.
Судьбу не обманешь- не обойдёшь, жизнь подвела и она вместе с нею.
И помнили мы...,и помнить же будем: тебя и стихи, и героев твоих- живущих средь нас- в никуда Не ушедших!
( Шевелёва Л.)
Очень жаль молодых и талантливых
Татьяна Зинаева 2
Ты горд.
Ты своенравен.
Перо твоё остро.
Потомкам ты оставил
В стихах своё лицо.
Художник и поэт.
Эпохе дал расцвет.
И непреклонен ,
Как скала.
Безжалостна к тебе
Была судьба.
Фатальность,рок
Предугадал.
Под Машуком
Ты,птицей пал.
Презрен стрелок.
И до сих пор
Звучат твои стихи,
У этих славных гор.
© Copyright: Татьяна Зинаева 2, 2019
Свидетельство о публикации №119111006443