Мариэтта (Мария) Ростиславовна Капнист попала в кино только в 45 лет и запомнилась советским зрителям по ролям графинь, цыганок, дам, загадочных старух, ведьм, чародеек и колдуний.
Потомственная дворянка, графиня, после революции она лишилась всего - дома, состояния и близких людей.
Но и этого новой власти показалось мало, и она отняла у Марии последнее - свободу. Пятнадцать лет провела Капнист в сталинских лагерях, пройдя через издевательства, унижения и пытки.
Мариэтта Ростиславовна родилась в Петербурге в 1913 году и была младшим, пятым по счету ребёнком в большой семье. Её отец, граф Ростислав Капнист был потомком древнего знатного греческого рода с острова Заинф - Капнисос.
Все Капнисты отличались небывалым мужеством, стойкостью духа и патриотизмом. Недаром, на их родовом гербе был девиз: "Sub Igne Immotus" - "В огне не горит".
До семи лет Мариэтта жила в Пeтербурге в семейном особняке на Английской набережной. По воспоминаниям Марии Капнист, у них в доме бывали многие известные люди - Есенин, Маяковский, Айседора Дункан. Частым гостем был знаменитый певец Фёдор Шаляпин.
Вместе с Анастасией Дмитриевной, матерью Марии, Шаляпин организовал домашний театр и стал первым наставником девочки по вокалу и актерскому мастерству.
Всё закончилось в 1917 году. Жить в Петербурге становилось непросто и Капнисты переехали в Крым. В Судаке у Капнистов был семидесятикомнатный особняк. От большевиков им всё равно не удалось уйти. Отца, Ростислава Капниста зимой 1921 года расстрелял карательный отряд ЧК как "врангелевца".
"Когда появилась "чрезвычайка", - вспоминала Мария Ростиславовна, - было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел. Когда кто-то спросил отца - графа Ростислава Ростиславовича Капниста: "Ты пойдешь?" - он ответил: "Я не трус".
"Я умоляю, папа, не ходи!" Он ушёл. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан - вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли…
А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: "Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели её". Я закричала: "Вы не можете! У вас нет приказа!" Я тогда уже всё знала. Три тысячи человек расстреляли за одну ночь. На горе Алчак..."
Сестра Лиза и брат Василий умерли. Анастасия Дмитриевна с другими детьми спаслись чудом, особняк был разграблен и разрушен. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака в их национальной одежде.
В 16 лет Мария с матерью вернулась в Ленинград. Вскоре она была принята в Театральную студию, а после её закрытия - в театральный институт. Стройная, темноволосая, утонченная, Мария обладала запоминающейся внешностью. В то же время у Марии начались романтические отношения Георгием Холодовским.
Педагоги обещали талантливой студентке большое будущее, ей уже доверяли небольшие роли на профессиональной сцене.
Но в 1934 году по причине дворянского происхождения 21-летняя Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Она окончила Киевский финансово-экономический техникум и начала работать в Киеве бухгалтером.
27 августа 1941 года 28-летняя Мария Капнист была арестована, 6 июня 1942 приговорена Особым совещанием 8 годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в шпионаже в пользу иностранной разведки.
Капнист этапировали в Карлаг, где она отбывала своё первое заключение. Именно там Мария встретила Анну Тимиреву, они подружились, и сумели пронести эту дружбу долгие годы, пока была жива Анна. В Карлаге они даже ставили ночные спектакли - единственная отдушина в этом страшном месте.
Сама Мария Ростиславовна о своей жизни в лагере рассказывала: "В один из лагерей Караганды - это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, - нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали... Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство... В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских..."
Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Безжалостно палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи.
"Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить..." - из воспоминаний Марии Ростиславовны.
Работать в шахте Капнист приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. С того же времени у Марии развилась боязнь замкнутых пространств. Каждый день её в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили её волю.
"Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался лёгким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать..." - из воспоминаний Капнист.
Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог её сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил её и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая её от голода и авитаминоза.
Когда Мария жила в Сибири на поселении, у нее был короткий роман с польским инженером Яном Волконским. В результате она забеременела. В 1949 году в тюремной больнице она родила дочь Радиславу. У Марии появился смысл жизни. Ян Волконский никогда не видел свою дочь, вскоре он был расстрелян.
Маленькую Раду отправили в детский дом. В заключении Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, поэтому Капнист попросила её разыскать дочь. Базавлук сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила.
Второй раз актрису арестовали 11 октября 1951 года, и в декабре того же года Красноярский районный суд обвинил её в антисоветской агитации. Марии Капнист дали десять лет лагерей. Валентина Базавлук пробилась на приём к члену Политбюро ЦК КПСС Анастасу Микояну, которому рассказала о несправедливо осуждённой Капнист. Именно благодаря стараниям Валентины Мария вышла на свободу в 1956 году, на семь лет раньше положенного срока. Ещё через два года Капнист полностью реабилитировали.
На свободу Мария вышла 43-летней женщиной, но внешне напоминала старуху: темная от угольной пыли кожа, седина, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Во избежание приставания лагерного начальства женщины годами натирали углём кожу лица.
Георгий Холодовский единственный пришёл встречать Марию из ссылки на вокзал. Георгий Евгеньевич ходил по перрону с букетом цветов и всматривался в пассажиров. Несколько раз он кинул взгляд на одинокую худую старуху с прямой спиной, явно ждавшую кого-то. Наконец, когда все пассажиры разошлись, подошёл к женщине и, протянув цветы, сказал:
– Возьмите! Я не встретил, ту, которую ждал. И вас тоже не встретили.
Мария чуть слышно позвала его так, как называла в детстве:
– Юл, Юл…
Георгий ошеломлённо посмотрел на неё :
– Что они с тобой сделали, Маша!
Несчастная женщина была безутешна. Георгий с годами стал ещё интереснее, а она... Ещё в поезде Мария ужаснулась, взглянув в зеркало в туалете: на неё смотрела незнакомая старуха. Годы лагерей уничтожили ее красоту - теперь только детей пугать. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь…
Позднее Георгий делал Марии предложение стать его женой, но она с достоинством отказалась. Слишком глубока была рана, нанесенная тогда на вокзале. Мария понимала, что её благородным другом движет не любовь, а жалость. Но как же больно! Какой красавицей она была когда-то, и во что превратил её злой рок.
Дочка Рада тоже не признала мать. Ей куда больше нравилась "мама Валя" - женщина, которую Мария Капнист попросила присмотреть за Радой:
"Член опекунского совета, тетка огромная, чуть ли не с усами, мужским голосом говорит: “Вот, Рада, перед тобой сидит мама, которая тебя родила, но которой ты не знала. А вот тётя Валя, которая тебя растила, любила. Выбирай, с кем ты останешься”. Я выбрала Валентину Ивановну. Мама резко встала и вышла. Меня послали за ней, а мне было страшно и стыдно посмотреть ей в глаза. Мария Ростиславовна сидела на ступеньках. Слёз на глазах не было, но я увидела такое страдание у неё на лице! "Мама, прости", - вырвалось у меня. Тогда я впервые назвала её мамой. Она меня обняла и сказала: "Деточка, ты всё правильно сделала".
В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: "Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать".
Рада рассказывала: "Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как её любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У неё всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти - как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение".
Рада осознала своё заблуждение - мать может быть только одна. Но душевная травма уже была нанесена. С потерей красоты и молодости Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. В письмах к дочери она подписывалась: "С любовью, твоя баба Яга".
"Когда мама приезжала в Харьков, соседская детвора тут же обступала её с криками и смехом. Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, - вспоминала Рада. - При этом даже в 70 у неё была великолепная фигура! С лёгкостью, делала "Берёзку", превосходно плавала. Часто меня упрекала: "Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь!" И сама, хотя на рудниках повредила позвоночник, всегда держала спину ровной. А ещё никогда не ругалась. Если слышала от меня бранное словцо, реагировала мгновенно: "Рада, я 15 лет провела с уголовниками, и ко мне это не пристало. Как же ты можешь позволять себе такое?!"
Однажды Капнист стояла возле кассы кинотеатра, в привычном своем наряде -телогрейке. К ней подошёл молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, молодой режиссёр. Он пригласил Капнист на съёмочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме "Таврия". Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: Мануйлиха в "Олесе", селянка в ленте "Мы, двое мужчин".
Капнист просили приехать на съёмки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект.
Режиссёры приходили в восторг от её выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и аристократические манеры - всё это неизменно приковывало взгляд зрителя.
После фильма "Руслан и Людмила", где она сыграла роль Наины, к Капнист пришёл настоящий успех, её стали приглашать на большие роли в картины "Старая крепость", "Солдатки", "Шанс", "Янки при дворе короля Артура", "Дикая охота короля Стаха", "Ведьма".
Многим запомнилась её роль в известном фильме "Бронзовая птица", где Капнист воплотила в себе образ зловещей старухи Софьи Павловны, экономки графов Карагаевых.
Октябрьским вечером 1993 года, Мария Ростиславовна зашла в Дом кино и на киностудию. По дороге домой она собрала букет осенних листьев. Было уже темно и поздно, Мария Ростиславовна переходила одну из самых оживленных автомагистралей Киева - Проспект Победы.
Переходя дорогу, 80-летняя Мария Ростиславовна попала под автомобиль. В скорой помощи графиня Капнист сказала свои последние слова: "Шофёр не виноват…"
Говорят, что Капнист после работы в угольной шахте страдала клаустрофобией и не пользовалась подземными переходами и лифтами. Два фильма, в которых успела сняться Мария Ростиславовна, вышли после её смерти - "Тёмные воды" и "Притча про светлицу".
Мария Капнист говорила: "Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели..."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 460
Царствие ей Небесное.
Господь не послал.
Это пример высочайшего мужества и стойкости,при любых перепитиях
судьбы сохранивший лучшие человеческие качества.
Царствие Небесное
р. Б. Марии!
Светлая память!