Отец Иван Федорович, трудившийся слесарем и строителем, и мать Татьяна Дмитриевна, продавец, воспитали семерых детей. Теличкина еще в раннем детстве пела частушки, танцевала, читала стихи, а позднее играла на гитаре в струнном оркестре. Валю так и называли родственники и друзья — артистка.
Получив аттестат зрелости, девушка помчалась в Москву и с первой попытки поступила во ВГИК, на один курс с Екатериной Васильевой в мастерскую Владимира Белокурова. Будущая звезда экрана в молодости жила в общежитии в дружной студенческой семье, стирала, готовила не приспособленным к жизни сокурсникам и даже делала стрижки. После выпуска Валентина пришла в Театр-студию киноактера.
Внимание к яркой актрисе зрители проявили после фильма «Журналист», вышедшего на экраны в 1967 году. В этой картине Сергея Герасимова Валентине досталась роль тезки, Вали Корольковой, работающей курьером сельской газеты. Съемки в этой ленте принесли Валентине популярность и узнаваемость, но в то же время сделали заложницей одного образа. Какой-то период артистка получала от других режиссеров предложения сыграть подобный типаж.
Переломной стала мелодрама «Осенние свадьбы», где Теличкина получила главную роль — деревенской девушки Наташи. Создатель фильма Борис Яшин признавался, что, как только увидел актрису на пробах, сразу узнал в ней героиню, хотя до этого успел просмотреть множество претенденток.
После этого, преодолев «оковы одного образа», Валентина начала представлять на экране разноплановые женские типажи. Смелым стал эксперимент на съемках сатирической комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», созданной по произведениям Михаила Зощенко. Артистка появилась в новелле «Свадебное происшествие», где исполнила роль «невесты с судьбой», дамы, скрывающей от жениха своих детей. Гримеры так поработали над Теличкиной, что потом приятели исполнительницы с трудом узнавали в экранной героине в летах молодую и симпатичную знаменитость.
Нельзя пройти и мимо образов учительниц в «Портрете жены художника» и «Была не была». А в фильме «Где находится нофелет?» с Александром Панкратовым-Черным и Владимиром Меньшовым Теличкина играет незнакомку из автобуса, в которую тайно влюблен главный герой, но все никак не решается подойти.
Актриса считает удачной драму о женских судьбах военного и послевоенного поколений «Незабудки» Льва Кулиджанова, называя в интервью эту картину «подарком судьбы». В 90-е Валентина Ивановна засветилась в лентах разных жанров, в основном в небольших ролях. Теличкина категорически отказывалась от участия в сериалах до тех пор, пока не прочитала сценарий криминальной саги «Бригада» и не согласилась воплотить образ матери героя Сергея Безрукова.
В новом веке артистка выборочно подходила к ролям. В 2016 году Теличкина снялась у Валерия Тодоровского в роли преподавательницы в фильме «Большой». Перед тем как приступить к работе, Валентина познакомилась с директором балетного училища при Большом театре. В ключевой актерский ансамбль вошли также Алиса Фрейндлих и Александр Домогаров.
«Нужно стараться выбирать из всего, что тебе предлагают, то, чем ты можешь послужить и себе, и зрителю. Публике — просто тем, что она увидит тебя, ведь она тебя любит. Но ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что дискредитирует и профессию, и тебя как отдельно взятого актера», — таким правилом сейчас руководствуется Валентина Ивановна в работе.
Судя по нему, зрительского внимания достойна мелодрама «Журавль в небе» о девушке, выбравшей нелегкую профессию летчика. Она влюблена в коллегу, гражданского пилота, а «журавль» — прозвище самолета, которым он управляет. Эта картина пополнила фильмографию исполнительницы яркой ролью бабушки центральной героини. Аналогичный образ в исполнении знаменитости появился и в кинопроекте 2020 года – сериале «Два силуэта на закате солнца».
В 90-е годы, когда в стране и кинематографе разразился кризис, актриса отказывалась от многочисленных предложений, не желая участвовать в низкопробных проектах. Без любимой профессии у нее началась депрессия. Это был сложный период в биографии Валентины. Врачи старались помочь, но выход нашел сын-подросток, купивший кисточки и краски и заставивший маму рисовать.
Теличкина не ожидала, что хобби не только выведет из нестабильного психологического состояния, но и станет вторым делом жизни. Сначала она расписала под хохлому мебель в доме, а потом появились картины. Актриса-художница демонстрирует работы в музеях, галереях и на выставках изобразительного искусства. Основная часть полотен — на религиозную тематику. Фото произведений нередко попадают на страницы православных СМИ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 33
Талызиной.