АНТОНИЯ ДЫМСКОГО
Антоний Дымский родился в Новгороде в начале 13 века. Свой иноческий путь он начал в Хутынском монастыре, где он получил монашеский постриг. В 1238 г. избранием всей братии и благословением архим. Новгородского Спиридона (1229-1249) был послан преп. Антоний к Патриарху Константинопольскому Герману II (1224-1240) Обстоятельства этого посольства неизвестны, но известно, что Антоний (вероятно в сане иеромонаха) по каким-то причинам задерживался там 5 лет. Рукописное житие конца XVII в. повествует о том, что Антоний, "посетив святые места, с благословением Патриаршим вернулся". Антоний после блаженной кончины настоятеля монастыря преп. Варлаама (1/19 ноября 1243 г.) стал строителем и управителем Хутынской обители. В этот период в Хутынском монастыре был достроен и украшен (расписан) храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
Из жития преподобного Антония известно, что он родился в XII веке в Новгороде в благочестивой семье. Он рано почувствовал влечение к иноческой жизни и пришел в Хутынский монастырь, упросив настоятеля Варлаама (св. прп. Варлаам Хутынский) принять его в число своих учеников. Через некоторое время был пострижен в монахи. Антоний пользовался любовью братии за смиренный характер и доброту, и на общем совете было решено послать его в Константинополь. В этом путешествии он посетил Святую Землю и через пять лет вернулся в обитель.
После смерти Преподобного Варлаама братия хотела сделать отца Антония настоятелем, но, ища пустынного уединения, преподобный ушел на берег Дымского озера и поставил на холме келью. Впоследствии в 1243 году в поисках молитвнного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов - дымей, бывавшим над озером. Антоний Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке, и долго молился на нем, осуществляя подвиг столпничества на водах. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Через много лет молва о его подвижнической жизни привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме. В 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю.
Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно в день обретения мощей. В 1655 г. в монастыре был построен Свято-Троицкий собор, в котором под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей Антония Дымского, устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа св. Антония Дымского (весом более 3 кг), широкие поля которой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском монастыре совершался крестный ход на озеро.
Дымский монастырь впоследствие несколько раз подвергался разрушениям. В 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, под предводительством Едигая на Новгородские волости. Братия Дымского монастыря, во избежание надругательства, опустила раку с мощами в землю, под спуд, накрыв сверху каменной плитой, засыпала землей, а всю церковную утварь и колокола скрыла на дне озера, равно как и железную шляпу преподобного - считается, что именно с тех пор оз. Дымское стало именоваться также и "Святым". Братья же в ту годину оставили обитель на продолжительное время. Дата возобновления монашеской жизни в Антониево-Дымском монастыре после разорения татарами в 1409 г. - неизвестна.
Однако в 1585 г. в нашествие шведов из-за полного уничтожения валаамского Спасо-Преображенского монастыря его братия вынуждена была уйти вглубь Новгородских пределов. Угроза нашествия нависла и над Антониево-Дымским монастырем. По благословению митрополита Новгородского Александра братия последнего была эвакуирована, а иноки валаамского монастыря были вселены в пустующий Антониево-Дымский монастырь. В 1611 году монастврь был разрушен шведами. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году. Мощи преподобного Антония Дымского находились в соборе Святой Троицы, в приделе преподобного Антония Великого. Кроме того, в соборе находилась древняя икона Казанской Божией Матери. По преданию преподобный Антоний заповедал всякому паломнику, приходящему в монастырь, прежде всего омываться в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года и возрождена ныне.
После большевистского переворота монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Для разгона монахов из Тихвина пригнали броневик, в честь которого пролетарии назвали населенный пункт, где находится монастырь "Красный броневик". Старожилы рассказывают, что один из иноков - иером. Иов. скрывался в близлежащих селах, тайно совершал крещения, отпевания, молебны. Однажды, он был найден и застрелен в пустынном месте большевистскими комиссарами-сатанистами, приняв мученическую кончину.
Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».
Возрождение монастыря началось в 1994 году с установки на Дымском озере у Святого камня креста. Установка креста была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония. Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом - той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход.
Днем возобновления Дымского монастыря стало первое празднование памяти «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере в 1997 году. За несколько дней до праздника - 27 января было подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. С 1996 года по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского монастыря. 16 июня 2001 года были вновь обретены мощи преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь. 1 июня 2008 года мощи святого Антония Дымского были возвращены в Антониево-Дымский мужской монастырь, который вновь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года. Настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).
Преп. Антоний завещал, чтобы все посетители монастыря вначале совершали омовение в озере. Современная традиция предусматривает, что необходимо трижды обплыть или обойти ( возле креста и камня не так глубоко) вокруг креста и камня. Камень находится примерно в одном метре по правую руку от креста. При желании, можно взобраться на камень и вознести свою молитву Преп. Антонию.
На берегу святого Дымского озера установлена новая каменная часовня св. Антония Дымского, устроена каменная набережная со ступенями к Святому озеру, оборудованы просторные кабины для переодевания.
Святой источник находится в населенном пункте "Красный Броневик" п/о Галично Тихвинского района Ленинградской области.Местным властям хочется пожелать побыстрее убрать бесовское название и вернуть святому месту прежнее историческое наименование.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев