существенное влияние на их жизнь и судьбу.
Одним из них являлся дух ИЙЕ. Его можно отнести к так называемым Усалам.
По мнению чувашей, Усалы – «злые духи», которые произошли от «заложных» покойников, т.е. тех, кто умер неестественной смертью.
В том месте, где они погибли, с людьми начинали происходить всевозможные беды. Усалы вселялись в того, кто нарушал запреты или нормы морали. Напр., употреблял спиртные напитки, появлялся во внеурочное время в том или ином месте, не поминал вовремя покойников, не оставлял им положенных жертвоприношений и т.д. После этого у человека
начинали болеть суставы, голова. Он начинал сохнуть и медленно умирал в мучениях.
Во время поминок (свечный день, çимĕк, баранье пиво, осеннее пиво) чуваши до сих
пор поминают всех умерших, не забывая также и о «чужих», погибших в дороге или в силу случайных обстоятельств, чтобы их задобрить. Сначала оставляют подношения для родственников, затем для тех, кто умер неестественной смертью (камалсăр вилĕ).
В эту же ночь изгоняют из домов злых духов, произошедших от «мертвецов», а также духов
болезней. Если не помянуть «мертвецов Виляшки (Вилешке)», то они накажут болью в животе или ломотою в пояснице.
Как связан дух Ийе с «мертвецами»?
Мы считаем, что в него превращались «заложные»
покойники, умершие неестественной смертью
(обычно погибшие в доме или в бане, на дороге и т.д.). Попробуем доказать наше предположение.
Основная функция духа – поражение людей и скота болезнями. Но именно «заложные» покойники, как мы указывали выше, по мнению
чувашей, насылают на человека болезни.
А.К. Салмин отмечал в своих работах, что ИЙЕ подразделяются на 7 видов: земных, водных, полевых, домашних, подпольных, печных, подлестничных, лесных.
Они жили в полях и в лесах, в банях и в домах. У них были матери и отцы.
Мы считаем, что такая
дифференциация локусов их обитания может быть связана именно с тем, что покойники
умирали в разных местах и становились их хозяевами. Чуваши так же, как и русские, верили в то, что душа человека, умершего раньше положенного срока из-за болезни, самоубийства или насильственной смерти, не может вознестись на небо. Покойник превращается в «живого мертвеца», так как продолжает доживать положенный срок существования на земле. Он
попадает под власть темных сил и может нанести вред людям, забирая их жизненную силу. Особенно, по мнению чувашей, страшны непогребенные покойники:
«Душа человека, не преданного земле, не вступает в землю
праотцов, а обращается в злого духа, страдает и пугает людей, требуя похорон, до тех пор, пока
кости не будут преданы земле».
По мнению информантов, Ийе обычно нагие, что также указывает на их внешнее сходство с покойниками. После смерти тело умершего начинает разлагаться: по этой причине, по нашему мнению, Ийе всегда имеет телесный изъян (он может быть без плеч, без костей,
хромым, старым, калекой (горбатым, слепым)).
Тот, кто увидел Ийе, тяжело заболевает. По мнению чувашей, Ийе любит «жевать» человека,
особенно руки, ноги, плечи. Такие люди не могут сами пошевелить ни руками, ни ногами, то есть у них немеют части тела, иногда оно может быть полностью парализовано. Если Ийе «жевал» сильно, то человек перестает ходить. Злой дух может наказать сумасшествием: человек начинает бредить, у него появляются галлюцинации. Проявлениями сумасшествия
являются также косоглазие, трясущиеся руки, постоянный смех, агрессия, сопровождающаяся матерной руганью, слюнотечение и так далее. Про бесноватых говорили в народе, что ими завладел Ийе. Дух наказывает и животных
провинившегося хозяина: они заболевают, поскольку Ийе ездит на них по ночам. Появление мотива «Ийе «жует» человека» объясняется тем, что, являясь «заложным» покойником, дух недоволен тем,
что его не задобрили достаточным количеством
подношений. По этой причине голодный Ийе начинает «жевать» людей, т.е. насылать на них болезни.
Ийе обычно жертвовали фигурки из теста в виде человека, лошади, коровы, теленка, птиц и зверей. Когда-то эти жертвы были настоящими, а впоследствии были вытеснены
«заместительными». Также ему обычно оставляли подношения в виде мучных изделий.
Чтобы изгнать Ийе из дома, шептали заговоры и бросали за околицу блины. Блины – поминальная еда. Следовательно это еще раз доказывает наше предположение, что Ийе и был «чужим покойником», которого пытались задобрить.
Самым страшным из Ийе мог быть тот, кто поселялся в доме. Такой «хозяин» получал власть над жизнью целого рода. Недаром долгое время существовал среди чувашей
обычай «сухая беда»: самоубийца вешался в
доме или на воротах обидчика. На наш взгляд, обычай был связан с верой в то, что умерший, превращаясь в злобного домашнего духа Ийе (чужого мертвеца), навсегда поселялся в доме обидчика и мстил ему. Он становился мучителем не только самого хозяина, но и представителей всего его рода до последнего колена. Эта месть, следовательно, касалась жизни всего рода, который нес коллективную ответственность за грехи одного человека.
"К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧУВАШСКОГО ДУХА Ийе"
М.Ю. Черноярова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев