- 2
Ковроткачество. С давних времен на Востоке ковер являлся важным и зачастую универсальным видом оформления интерьера. Ковры служили показателем достатка и богатства в восточном доме. Они украшали дворцы, жилища, служили и служат миллионам верующих во время чтения молитв.
Несмотря на тысячелетнюю историю существования ковров в Азии, Европа открыла для себя эту великолепную форму декоративного искусства лишь после знаменитых путешествий Марко Поло. А столь известная репутация азербайджанских и персидских ковров связана с эпохой Севевидов.
Династия Сефевидов, следуя феодальным традициям, желала придать придворному быту великолепие и роскошь. При сефевидском дворе работали художники-миниатюристы, по рисункам которых изготовлялись ковры.
Ковроткачество являлось одним из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана, и уже в эпоху средневековья оно занимало значительное место среди других ремесленных производств.
В средневековом Азербайджане из крупных ковроткацких центров особенно были известных Барда, Гянджа, Шемаха, Тебриз, Ардебиль и Нахичевань, в кото- рой еще в Х веке ткались ковры зили. XVI-XVII века считаются золотым веком, когда в Сефевидском государстве ткали самые прекрасные ковры. Ковры, которые шли на экспорт в XVI в., делались, главным образом, из шелка. В Азербайджане шелковые ковры появились со II половины XV века. В XVI-XVII вв. шелковые ковры получили большое применение в быту богатых людей Сефевидского государства. Следует подчеркнуть, что шерстяные и шелковые ковры были одним из предметов внутренней и внешней торговли в XVI-XVII вв. Наиболее крупными центрами торговли были Шемаха, Тебриз, Ардебиль, Кашан, Исфахан. Одним из центров ковроткачества был Ширван. В Ширване ткалось очень много шелковых и шерстяных ковров. Это объясняется тем, что Ширванская область была богата шелком-сырцом, шерстью и хлопком.
Одним из центров ковроткачества в XVII веке был г. Баку. Ковроделием занималась большая часть населения города и селений Апшерона. Сообщения о бакинских коврах имеются в записках западно-европейских путешественников и купцов XVI-XVII вв. описывающих ковры, которые они видели во дворцах феодалов и в домах жителей. Источники XVII в. сообщают о том, что богатые дома вельмож украшались шелковыми коврами. Так, по словами патера кармелита (католического священни- ка), посетившего Баку в 1607 году, пол комнаты ханского дома в Баку, где он был принят беглярбеком Ширвана Зульфигарханом Караманлы, был устлан богатыми шелковыми коврами.
Орнамент большей части шелковых ковров XVI в. – это изображения сада, воплощающего постоянную форму красоты в пору расцвета. Часто на шелковых коврах изображались звери, порхающие птицы и медальоны.
Следует отметить, что шелковые ковры в XVII веке стоили в два раза дороже шерстяных ковров. Шелковые ковры попадали в Европу также в виде подарков, которые преподносились послам и путешественникам, посещавшим сефевидских шахов и знать Сефевидского двора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3