Посадка Ту-124 на Неву (также известная как Чудо на Неве) — авиационная авария, произошедшая в среду 21 августа 1963 года. Авиалайнер Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый регулярный рейс SU-366 по маршруту Таллин — Москва, но после неполадки со стойкой шасси и отказа обоих двигателей приводнился на реку Неву в Ленинграде. Никто из находившихся на его борту 52 человек (45 пассажиров и 7 членов экипажа) не пострадал.
Рейс SU-366 вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на Москву. Но вскоре после взлёта экипаж обнаружил, что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Юлемисте была невозможна из-за внезапно сгустившегося тумана, и авиадиспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить в ленинградском аэропорту Пулково. Лайнер последовал к аэропорту на малой высоте. В аэропорту Пулково все экстренные службы были приведены в боевую готовность: к грунтовой полосе, куда самолёт должен был сесть «на брюхо», прибыли пожарная техника и машины скорой помощи.
К 11:00 рейс 366 оказался около Ленинграда и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая авиатопливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Экипаж в это же время пытался с помощью шеста через пробитое в полу кабины отверстие полностью выпустить заклинившую носовую стойку шасси.
В 12:10 на восьмом круге, в 21 километре от аэропорта Пулково, когда, согласно показаниям топливомера, авиатоплива оставалось около 750 литров, двигатель № 1 (левый) остановился. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт к аэропорту Пулково через центр города, но через короткое время остановился двигатель № 2 (правый), и лайнер начал планировать с высоты 500 метров над центром города. Экипаж решил попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Падение после выключения второго двигателя до приводнения продолжалось всего 14 секунд. Командир передал управление второму пилоту, служившему в военно-морской авиации и имевшему опыт приводнения самолёта. Перед приводнением второй пилот грамотно сориентировал Ту-124 и не допустил его заныривания в воду и удара хвостовой частью об воду.
В 12:15 рейс SU-366 пролетел над домом № 6 по Малоохтинскому проспекту, затем в 4 метрах над мостом Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста, по одной оценке примерно за 200 м до него, а по оценкам экипажа — всего в 20—25 м от опоры моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы), ширина реки в этом месте была около 400 метров. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в кабине экипажа. Пассажиры и экипаж эвакуировались из самолёта и позднее были отправлены в Москву.
Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Тем не менее вода из пробоин в фюзеляже прибывала, и к утру 22 августа борт СССР-45021 затонул. 23 августа под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо» к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев