Лион Фейхтвангер — мастер немецкоязычной прозы XX века, чей вклад в литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика. «Гойя, или Тяжкий путь познания» — жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих нор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи. Роман, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, проза — и безупречная стилизация испанского романсеро. Роман, повествующий не только о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души.
В качестве романиста Лион Фейхтвангер всегда тяготел к истории. Его всегда манит в истории не только тема и содержание, но и сама проблематика
В произведениях Фейхтвангера изменялись времена и эпохи, государства, но модель истории всегда оставалась без изменений. Вместо народа автор выставляет напоказ слепую и неразумную толпу. Над ним стояли те, кто намного опережал свой период, в тот же час, когда за кулисами истории развивали деятельность карьеристы – любители власти.
Из всех послевоенных изданий Лиона Фейхтвангера наиинтереснейшим и самым реалистичным оказался роман о Франсиско Гойе – знаменитом испанском художнике, творившем в конце XVIII - начале XIX вв., чье творчество и личность испокон веков волновали фантазии автора. Книга про Гойю имела многозначительный подзаголовок – «Тяжкий путь познания», который раскрывает философский смысл романа. Произведение посвящено описанию борьбы известного художника за правду и социальную роль искусства. В романе раскрывалась тема о тяжелом восхождении личности к пониманию жизни и общего смысла сосуществования.
Все исторические романы Лиона Фейхтвангера стали откликом на события в современной ему Германии. Но особенность этих произведений не ограничивается обращением к современности в исторической форме. Творческое наследие писателя носит более философский характер. Мастерство раскрытия трагизма личности в романе Лиона Фейхтвангера «Гойя или тяжкий путь познания» – это широкое поле для осмысления, ведь истинный смысл произведения выходит далеко за пределы понятия художественных особенностей жанровой разновидности.
«Если и есть художник, взывающий к разгадке, то это Гойя», – сказал о знаменитом испанском живописце Хосе Ортега-и-Гассет. Роман Л. Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания» – одна из возможных отгадок.
Это – роман. Причём своеобразие его заключается в том, что «Гойя, или тяжкий путь познания» в жанровом отношении представляет собой синтез двух романных разновидностей: это одновременно роман о художнике и исторический роман. Фейхтвангер видел в жанре исторического романа, в первую очередь, возможность «создать простейшим способом иллюзию действительности», стилизовав свое повествование. Исторический роман для него – не более чем средство «создания перспективы», позволяющей претендовать на объективность изображаемой картины мира.
В своём романе Фейхтвангер кропотливо и убедительно лепит образ художника, то выверяя имена, факты и события с документальной точностью, то домысливая, – отчасти из-за скудности достоверных данных, но главным образом потому, что у писателя была другая задача, обусловленная его взглядами на функции и содержание исторического романа. В эссе «О смысле и бессмыслице исторического романа» Фейхтвангер признаётся, что видит в этом жанре прежде всего возможность «выразить собственное… мироощущение и создать такую субъективную картину мира, которая может непосредственно воздействовать на читателя». Фейхтвангер творит свой мир и своего Гойю.
Гойя в интерпретации Фейхтвангера – одновременно и блестящий художник, и гениальный дипломат: изображая на своих портретах высший свет испанского общества таким, каким он его видит, не скрывая пороков и недостатков, Гойя остается придворным живописцем, не попадает в опалу благодаря своей проницательности, «мужицкой хитрости» и умению разбираться во всех интригах и взаимоотношениях королевского двора. Противоречие между мироощущением художника, его представлениями об обществе и власть имущих и необходимостью угодить последним, выполнить государственный (монарший) заказ постепенно углубляется на протяжении повествования и достигает своей кульминации в конце (эпизод, в котором Гойя преподносит в дар королеве серию офортов «Капричос»). И в этой сложнейшей игре, в которую были вовлечены самые опасные и влиятельные лица, в том числе Великий инквизитор, Гойя одержал победу. Эту сверхъестественную гибкость художника отмечал Эрнест Хемингуэй, который сказал, глядя на «Портрет семьи короля Карла IV»: «Разве это не шедевр ненависти? Посмотрите, как он выразил своё отвращение к каждому персонажу. Каким же талантом надо обладать, чтобы, так выполнив заказ, ублажить короля, который, по своей глупости, не видел, каким изобразил его Гойя перед всем миром?»
Образ Гойи, созданный Фейхтвангером, – это сплав мифов, догадок, документальных свидетельств и большой доли авторского вымысла.
А ещё - это история самопознания, тяжёлого, мучительного, необходимого.
Комментарии 1