Рабиндрана́т Таго́р — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии.
Он стал первым среди не европейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе. Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература и вместе с его харизматичностью, создали образ Тагора-пророка на Западе.
"Ветер ли старое имя развеял?
Hет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали,
Hе разглядишь меня,
Hе разглядишь меня,
Друг мой, прощай!"
Дата рождения: 7 мая 1861 года.
Дата смерти: 7 августа 1941 (80 лет)
Рабиндранат Тагор был из старинного уважаемого рода брахманов – высшей варне индуистского общества, рос в семье, где царила атмосфера артистичности, гуманности, взаимного уважения. Он начал писать стихи в 8 лет. В 1877 году Рабиндранат написал поэму «Нищенка» («Бикхарини»). Первый же вышедший в свет сборник стихов «Вечерние песни» прославил молодого поэта. С этого времени из-под его пера непрерывным потоком выходят сборники стихов, рассказов, романы, драмы, статьи – можно только поражаться неисчерпаемой мощи его гения.
В 1878 году в Лондоне, где он учился праву, в первый раз его художественная натура проявляется в серьезном поступке. Он отказывается от карьеры юриста и изучает литературу.
Он пишет сборник рассказов, изданных потом в виде трехтомника «Гальпагуччха», сборники стихов «Золота ладья» и «Мгновение». Но самое главное достижение – несколько поэм, объединенных в сборник «Образ любимой». Но там не только о любимой, там и о национальном духе, и о прогрессе.
От его творчества исходит свет, помогающий найти себя. В древней Индии на поэта смотрели как на «риши» – пророка, водительствующего меж людей.
Тагор считал личность высшей ценностью и сам был воплощением цельного человека. Слово для него было не единицей информации или описания, но зовом и вестью. В течение всей своей долгой жизни с удивительной гармоничностью Рабиндранат Тагор объединяет в своём творчестве противоречия между духом и плотью, человеком и обществом, между поисками истины и наслаждением красотой. А красоту он чувствовал со свойственной лишь немногим тонкостью. И с высоким, благородным вдохновением умел воссоздать ее в своих лирических стихах, составляющих может быть лучшее из всего, что им написано.
В начале XX века в своём имении он организует ашрам – что-то вроде монастыря мудрецов, но, впрочем, ничего отшельнического в этом ашраме нет. Зато есть школа, сады, библиотека и мандир – храм. В школе он стремится создать обстановку творческую, дружескую, исключающую насилие и жестокость.
Первый нобелевский лауреат Востока
Когда в 1910 году выходит сборник его стихов «Гитанджалди» (песни жертвоприношения), он не думал, что из этого выйдет. В 1912 году он едет в Европу, в Лондон, и хочет показать свои стихи друзьям студенческих лет, перевод их он сделал сам, хотя очень стеснялся своего уровня владения английским.
И когда в «Индийском обществе» в 1912 году вышла из печати книга «Жертвенные песни» с предисловием ирландского поэта и драматурга, будущего лауреата Нобелевской премии Вильяма Батлера Йитса, слава Р. Тагора стала всемирной.
В 1913 году Нобелевский комитет присудил ему премию «за глубоко чувствительные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, которое стало, по его словам, частью литературы Запада». Представитель Шведской академии X. Йерне заметил, что стихи Тагора «наполнены общечеловеческой сутью» и поэт стал деятелем, который «сближает мир Востока и Запада».
Он всегда мечтал побывать в России, которую, по его словам, он полюбил по её литературе. Ему удалось это сделать только в 1930 году, он увидел уже советскую Россию. Свои впечатления он описал в письмах к родственникам, которые позднее были опубликованы, как «Письма о России».
В своём путешествии по России, Тагор постоянно сравнивает молодую советскую страну и свою горячо любимую Родину — Индию.
До сих пор большая часть человечества не имела возможности получить образование, что же касается Индии, то она была лишена этой возможности почти полностью. Вызывает удивление та поразительная энергия, с которой в России стремятся распространить образование по всей стране.
Он сравнивает скорость распространения советского образования с быстротой наводнения. Поражает его и высокое качество образования — «способное воспитать Человека». Рабиндранат Тагор пишет, что люди в Советской России заняты тремя основными делами: образованием, сельским хозяйством и техникой. Эти направления дают людям все возможности достойно жить, трудиться и развиваться духовно.
После своего короткого посещения СССР (первого и единственного) Тагор отправился в США, где его назвали одним из горячих пропагандистов России (СССР).
Почти в 70 лет Рабиндранат Тагор открыл для себя живопись. И следующие годы посвятил себя рисованию.
«Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», — говорил Тагор. После себя он оставил не только тысячи красивейших строк, но и около 2-х тысяч картин и рисунков.
Всей своей жизнью от утверждал, что ногами надо касаться земли, а головой уходить в небо. Лишь во взаимодействии повседневной и духовной жизни человек может рассчитывать на успех своего внутреннего поиска.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев