Е. Артееву - 88 лет. Романтик с речной дороги
Раз и навсегда покорила река Печора ветерана речного флота Дориана Ефимовича Артеева
Родился мальчик с таким редким именем в деревне Адак Интинского района. До 15 лет не знал и не ведал, какую трудовую стезю уготовила ему судьба. После 7 класса он поехал пытать счастья в горно-нефтяном деле. Поступить в Ухтинский техникум не удалось, домой возвращаться не хотелось. Что делать? Родных, которые могли бы приютить, в городе не было. Но нашлись добрые люди, устроили его возницей. Было это в далёком 1951 году, когда гужевой транспорт являлся очень востребованным. Управлял «скорой помощью» на полозьях и колесах – на санях зимой и на легком тарантасе летом возил фельдшера к больным. Старательного юношу приметили и перевели в другое ведомство – стал доставлять на гужевом транспорте уполномоченного Ухтпечлага. Работал год, а потом решил махнуть в Печорское ремесленное училище, про набор вычитал в газете. Послал заявление и получил ответ: зачисляют без вступительных экзаменов – семиклассное образование позволило.
За два года учебы познакомился не только с будущей профессией, но и будущей женой Еленой, которая радисткой плавала на одном из пароходов по Печоре. После свадьбы молодые решили перебраться в Троицко-Печорск. «Бросил якоря и до сих пор в этой гавани», - шутит Дориан Ефимович.
Определили супругов Артеевых в двухэтажном доме неподалеку от пристани, в квартире, где проживало уже три семьи. Рядом размещались мастерская, примитивная пилорама. На воде – несколько десятков судов, буксировочных и пассажирских пароходов. «Жили дружно, - вспоминает. - Играли на гармошке, гуляли весело». Самостоятельная трудовая жизнь началась на пароходе «Домна Каликова», работали супруги вместе. Через три года молодого рулевого призвали в армию. Призывник имел за плечами шестилетний трудовой стаж, потому, признается, служил легко и свободно. Не стал увиливать от армии, хотя супруга была в декрете уже со вторым ребенком. Вернулся домой через полтора года, где его ждали жена Елена, дочери Валя и Оля. Семья воссоединилась, и теперь уже вчетвером бороздила печорские просторы, только на другом пароходе – «Шолохов», который буксировал баржи и плоты. В 1962 году Дориан Ефимович стал вторым штурманом на этом судне. Сплавляли зелёное золото района до Нарьян-Мара.
А семья росла, появился сын Сергей. В 24 года наш герой стал уже трижды отцом. Ребятня все дошкольное детство проводила на воде, лишь во время учебы перебиралась на сушу и жила у маминой сестры до окончания навигации и возвращения родителей. «С пяти месяцев я в плавании, - подключается к нашему разговору Сергей. Он прошел отцовский путь – от рулевого-моториста до капитана. - Папа передал мне «Мылву» в 1986 году».
Но это будет чуть позже. А в 1964-м Дориан Ефимович становится первым штурманом «У.Громовой», через два года – капитаном парохода «Ковпак», ходил на нём до списания судна в 1976 году. До получения нового временно поработал на БТТ-306, в 1978-м – на теплоходе «Эжва». В 1979 году принял «Мылву» и водил по Печоре семь лет, до выхода на берег. Трудился плотником-бетонщиком на стройке в ПМК, был сторожем, дворником. В 2004 году, заработав 53-летний трудовой стаж, уволился по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Весь его речной путь отмечен почетными грамотами – порядка двадцати, две из которых подписаны министром речного флота РСФСР С.Кучкиным. Неоднократно присваивалось почетное звание «Лучший капитан».
На его судах в каждую навигацию проходили практику курсанты ПРУ, в том числе и сын Сергей. Опытному речнику была по душе наставническая работа, с удовольствием вводил в тонкости своего дела, прививал любовь к речной профессии. Ведь и в его жизни был прекрасный наставник, когда рулевым практиковался на пароходах «Лесовоз» и «Пархоменко».
С гордостью Дориан Ефимович вспоминает о супруге Елене Михайловне. «Она была моим верным соратником, знала работу пароходства, реку – перекаты, острова и населенные пункты – лучше иного штурмана». Смело доверял ей штурвал во время отдыха, знал, что Елена заранее определит трудный участок и разбудит его, капитана, чтобы мог во-время взять управление судном. Показал и наградные листы супруги – около десятка почетных грамот, несколько свидетельств о присвоении звания «Лучший радиопередатчик». Её имя занесено в Книгу почёта пароходства. Активная общественница, она отмечалась и дипломами за лучший Красный уголок.
Вся жизнь Дориана Ефимовича связана с Печорой. Любит он приходить к реке, чаще летом. Сидит и любуется. Есть у него давняя мечта – заиметь домик рядом с Печорой, которой отдал он свою молодость и зрелые годы, чтобы и в преклонном возрасте видеть каждый день её плавное и величавое течение, рассветы и закаты, редкие нынче лодки и суда.
А ведь было время, когда причал был тесен для множества пришвартованных пароходов, теплоходов, барж. Последние шли из Судостроя, где их мастерили заключенные. Под уголь и другие грузы. Работали в то время суда на кыртинском топливе. Дориану Ефимовичу не довелось, а его супруга Елена ещё застала (в 1951 году) дровяное, когда плавала радисткой на пароходе «Обва». Дрова сменились углем, позже мазутом. Модернизация радиосвязи вытеснила радистов – комсостав стал сам выходить на связь, поэтому Елене Михайловне пришлось перепрофилироваться в повара. Так поступили жёны многих капитанов и штурманов, чтобы не разлучаться с семьями. Женщины служили и матросами, рулевыми.
Жизнь на Печоре бурлила в 70-80-е. В годы перестройки экономический спад начал понемногу гасить её обороты, пока в 1993-м Троицко-Печорская пристань не была переведена в отстойный пункт. Остались от былой мощи и славы речного флота лишь воспоминания да фотографии. Портреты красавцев-пароходов и теплоходов украшают стены квартиры Дориана Ефимовича. Верни ему молодость, прошел бы снова жизнь свою водной стезёй, крепко стоя за штурвалом, чувствуя под ногами упругую мощь стихии, врезаясь в речную гладь, сливаясь с ней всем существом и понимая – ничего лучше и романтичнее на свете быть не может.
Валентина ЗИНОВИЧ. Газета "Заря" 4 марта 2017
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11