Или какую тайну унесла с собой в могилу Соломония Сабурова.
Судьба первой супруги великого русского князя Василия Иоанновича III (отца будущего царя Ивана Грозного) будоражит воображение историков вот уже пять веков. Интерес к трагической жизни Соломонии Сабуровой усиливается тем, что вплоть до XVIII века о ней старались не упоминать, забыть, словно умершей в 1542 году в монастыре Соломонии и не было вовсе.
Более того, сведения современников о великой княгине совсем незначительны - она упоминается всего несколько раз в летописях XVI века. Кроме этого имеется один литературный источник современника Соломонии и Василия III - очевидца, специально интересовавшегося делом великой княгини. Речь идет об австрийском дипломате С. Герберштейне и его «Записках о московитских делах».
⠀
Интерес к истории Соломонии Сабуровой возрос в 40-х годах XVIII века, когда появилась одна из первых российских историй - «Московская или Российская история», написанная немецким историком Гейденсталем. В ней в числе прочих пересказывалась и трагическая судьба великой княгини. С тех пор Соломония заняла своё законное место в истории, но имя ее всегда окружалось невероятным количеством тайн и легенд. И только историческое расследование, предпринятое в 1934 году, раскрыло некоторые подробности ее жизни.
Великий русский князь Василий III Иоаннович венчался с Соломонией Сабуровой в сентябре 1505 года. Девица-красавица, как и полагается, была выбрана на царских смотринах, куда свезли со всей страны, по одним сведениям, 500 невест, а по другим – и вовсе 1,5 тысячи. Но из всех девушек Василий выбрал Соломонию Юрьевну Сверчкову-Сабурову, которой на тот момент было около 15 лет.
⠀
Брак казался удачным и счастливым, если бы не одно «но». Самым важным событием в жизни Соломонии должно было стать рождение наследника. Любую царскую невесту тщательно осматривали еще до свадьбы и выносили вердикт, пригодна ли она к рождению здоровых детей. Но именно это никак не удавалось Соломонии.
В первые годы правления Василий III активно занимался укреплением своего престола, поэтому вопрос об отсутствии в его семье детей, видимо, еще не стоял перед ним особенно остро. Но со временем супругов стало беспокоить бесплодие их брака. В последующие годы они предприняли несколько богомольных поездок по монастырям «чадородия ради», великий князь активно заниматься церковным строительством( видимо, полагая, что так вымолит себе наследника), распорядился отреставрировать наиболее почитаемые на Руси иконы, но все было напрасным.
⠀
Cупруги прожили вместе вот уже 20 лет, а наследников всё не было. Опасаясь смуты и борьбы за власть после его смерти, великий князь решается на крайний шаг. «Раз уж жена бесплодна, - заявил Василий III, - следует развенчаться и вступить в новый брак». Тем более, что новая невеста уже была присмотрена князем – юная красавица Елена Глинская.
Подобная царская воля вызвала шок в дворцовом окружении. Самые влиятельные люди выступили против развода, ведь подобных прецедентов среди великих князей никогда не случалось. Венчание являлось таинством Бога, и не в силах человека было его нарушать. Но Василий шел напролом. Выступившего против расторжения брака митрополита Варлаама он лишил сана и сослал так же, как и виднейшего деятеля русской культуры, Максима Грека. Не найдя сторонников в своем вопросе, Василий обратился к патриархам, но и те осудили его. Патриарх Иерусалимский Марк отписал в Московию разгневанное письмо, отказав Василию в развенчании.
Однако великий князь не отступал и сумел уговорить московского патриарха Даниила, который дал согласие провести церемонию.
Соломонию развенчали с Василием и 25 ноября 1525 года и постригли в монахини в Богородице-Рождественском монастыре Москвы. Естественно, постриг был совершен насильно. Соломония сопротивлялась до последнего: царапалась и не хотела идти добром, и всё кричала: «Бог отомстит моему гонителю!»
⠀
Кстати, тогда не в одной Московии вдруг случилось царское развенчание после 20 лет совместной жизни в любви и согласии, а потом и ссылка нелюбимой жены подальше от двора – и всё из-за молодой новой возлюбленной монарха. Поведение Василия как две капли воды совпадает с поведением английского монарха Генриха VIII. Тот тоже много лет жил в согласии с любимой женой Екатериной Арагонской, но потом влюбился в Анну Болейн и решил развестись с женой. И ему так же, как и Василию, церковные власти долго не давали разрешения на расторжение брака. И Генрих, как и его русский «коллега», называл причиной развода невозможность прежней супруги родить ему наследника (мужского пола). Обе первые жёны (Екатерина и Соломония) были удалены от двора, а обе новые супруги родили государям по ребенку: Глинская – сына Ивана, а Болейн – дочь Елизавету. И оба эти ребенка в будущем стали великими правителями: Иваном Грозным и Елизаветой I. Интересно, что происходило это всё на одном временном отрезке: во второй четверти XVI века.
⠀
Но вернемся к Соломонии. Если верить старинным легендам, в Москве произошло не просто беспрецедентное развенчание и насильная ссылка нелюбимой жены – случился обман. Ведь Василий утверждал, что ему необходимо развестись потому, что Соломония не может дать ему наследника. Но, как оказывается, было это не совсем правдой.
Как раз в то время, когда ее постригали в монахини, великая княгиня... ждала ребенка, и Василий об этом знал. И это – не легенды и домыслы, а реальный факт. Нашлись исторические свидетельства двух почтенных женщин...
Нашлись исторические свидетельства двух почтенных женщин – жен казнохранителя Георгия (Юрия) Дмитриевича Малого и постельничего Якова Ивановича Мансурова (Якова Мазура). Они свидетельствовали перед иконами, что Соломония беременна, но за это их сослали со двора, а мужчин еще и побили батогами.
Впрочем, после того, как Соломония родила в Суздальско-Покровском монастыре (куда ее сослали) сына Георгия, Василий отправил на дознание советника Третьяка Ракова и дворянина Георгия Путятина. Дознаватели потребовали, чтобы Соломония предъявила им ребёнка. Даже объяснили: у Василия и его новой жены Елены Глинской пока родить сына не получилось, так что сын Соломонии имеет особое значение для государства. Но мудрая Соломония ребенка показать отказалась. Она не хотела, чтобы ее сын попал в жернова дворцовых интриг. Как утверждает легенда, дознаватели нашли и по приказу Василия убили несчастного царевича. Правда, есть и иная версия: ребенок, насильно отнятый у матери, не выдержал тяжелой жизни и умер сам.
Но где же правда?
⠀
Еще в XIX веке историки нашли документы, подтверждающие, что после отъезда дознавателей младенец Георгий был ещё жив. Но вот вскорости Соломония объявила: ребенок простудился и умер. Нашлись даже свидетельства, что его похоронили в стенах Суздальско-Покровского монастыря. А в 1934 году при реконструкции этого монастыря рабочие наткнулись на старинный, полуистлевший гробик. Срочно были вызваны специалисты, предположившие, что это могут быть останки того самого сына Соломонии.
Но вскрытый гроб произвел истинную сенсацию: останков младенца в нем не было! Там лежала лишь истлевшая детская рубаха, расшитая жемчугом. «Обнаружена небольшая погребальная колода, покрытая изнутри толстым слоем извести. В ней оказались остатки детской рубашки и истлевшее тряпье без каких-либо следов костяка», - так говорилось в документе о вскрытии захоронения.
Находку передали в Суздальский музей, где она находится и сейчас. Но историю Соломонии пришлось пересмотреть заново. Скорее всего, ее ребенка не убивали, и сам он не умирал. Просто хитрая и храбрая мать спрятала его от глаз Василия, передав верным людям, а вместо младенца захоронила тряпичную куклу.
Но возникает вопрос: как после 20 лет бездетного супружества великая княгиня вдруг забеременела?
Отсутствие детей у Василия III и Соломонии на протяжении долгих лет заставляет историков подозревать в бесплодии не столько Соломонию, сколько самого Василия III. Против него говорит затянувшееся на три с половиной года бесплодие и его второй жены, Елены Глинской. Более того, современники описывают неспособность великого князя «ко плодотворению» во втором браке и о поиске средств к этому с помощью знахарей и чародеев. В отношении Елены Глинской можно с высокой долей вероятности утверждать, что она, имея перед глазами печальный опыт своей предшественницы, прибегла к помощи другого мужчины. Считается, что этим мужчиной с самого начала был ее любовник и фаворит, князь Иван Овчина Телепнев-Оболенский, занявший место рядом с ней сразу же после смерти Василия III и расправившийся с регентским советом.
Окончательно убедиться в этом возможно было бы, только проведя биохимические и генетические исследования останков всех задействованных в этих событиях лиц -Василия III, Елены Глинской, князя Овчины, Ивана IV и его брата Юрия. Но пока возможности проведения такого исследования, к сожалению, не предвидится.
⠀
Что же касается Соломонии и ее беременности, то у историков нет ни единой версии на тот счет, кто же мог быть биологическим отцом родившегося мальчика. Эту тайну Соломония (в постриге - инокиня София) тоже унесла с собой в могилу.
Она скончалась через 17 лет иночества и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Вскоре после ее смерти по всей Руси распространилась молва о ее святости. Сам князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному назвал её преподобномученицей. А уже при следующем царе, Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, и в 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Ее икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.
В середине XVIII века встал вопрос о канонизации Софии Суздальской. По благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь в 1916 году. И к мощам Святой Софии до сих пор съезжаются паломники, которые просят ее об исцелении и о даровании детей.
⠀
Что касается сына Соломонии, то с его именем связывают легенду о Кудияре - известном разбойнике, персонаже русского фольклора с XVI века. Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Некоторые приписывают ему жизнь жестокого разбойника - грабителя, другие считают, что атаман Кудеяр был царских кровей и скрывался от праведного гнева царя.
Также бытует версия, что он был самозванцем, который выдавал себя за человека царских кровей. Но самая распространённая легенда гласит, что Кудеяр — был сыном Соломонии Сабуровой, князем Георгием (Юрием) Васильевичем, которого по указанию матери монахи вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах. Считается, что мать так никогда и не увидела больше своего единственного сына, а он, повзрослев, стал атаманом Кудеяром, защитником обездоленных и главным врагом богачей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев