». Страшная правда о «колымских трамваях».
⠀
В 1989 году в ленинградском журнале «Нева» был опубликован рассказ Елены Семёновны Глинка - он назывался «”Колымский трамвай” средней тяжести». И произвел сенсацию! Дочь репрессированного и погибшего в сталинских лагерях капитана океанологического судна, сама прошла через все ужасы лагерной жизни, и в 1960-х годах решила написать свой первый рассказ о жизни женщин в условиях тюрьмы.
Советская власть грубым катком репрессий прошлась по семье Елены. Ее отец, капитан океанологического судна, в возрасте 61 года был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Погиб в лагере и реабилитирован посмертно.
Елена Глинка родилась в Новороссийске, здесь же находилась во время войны, когда в 1942-1943 годах город оккупировали немецко-фашистские захватчики.
В возрасте 22 лет Елена поступила на первый курс Ленинградского кораблестроительного института. Однако в заполненной при поступлении анкете она не указала, что находилась во время войны в оккупации. Тогда это считалось тяжелым преступлением, обманом Советской власти. На первом же году обучения Глинка была арестована органами госбезопасности. Потом был суд и обвинение по статье «измена Родине» за то, что находилась в оккупированном фашистскими войсками Новороссийске и скрыла этот факт. Елена получила очень строгий приговор: 25 лет лагерей и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. Сразу же ее ожидало 16-месячное одиночное и этапное заключение.
Но самое страшное было еще впереди. В мае 1951 года Елена Глинка оказалась в знаменитом порту Ванино, где ее ждал десятидневный этап в бухту Нагаева на теплоходе «Минск», первым открывавшим навигацию. В трюме этого парохода и начался ужас, который Елена Семеновна позже назовет «большой колымский трамвай» и опишет в суровом, реалистичном стиле.
Название «колымский трамвай» - это лагерный термин, означающий массовое изнасилование женщин с попустительства конвоя и охранников. «Это такой трамвай, попав под который, бывает-случается, останешься в живых», - говорили заключенные на Колыме.
«Насколько я знаю, за массовые изнасилования никто никогда не наказывался, - пишет Елена Глинка, — ни сами насильники, ни те, кто способствовал этому изуверству. В мае 1951 года на океанском теплоходе «Минск» (то был знаменитый, прогремевший на всю Колыму «Большой трамвай») трупы женщин просто сбрасывали за борт. Охрана даже не переписывала мертвых по фамилиям — но по прибытии в бухту конвоиры скрупулезно и неоднократно пересчитывали оставшихся в живых, — и этап как ни в чем не бывало погнали дальше, в Магадан.. Не знаю, как при такой строгости им удавалось «списывать» мертвых, но в полной своей безнаказанности они были уверены. Ведь они всё знали наперед, знали, что придется отчитываться за недостающих, — и при этом спокойно продавали женщин за стакан спирта...»
Угроза изнасилования была неотъемлемой частью жизни заключенных женщин. Эта угроза возникала на каждом шагу, начиная с ареста и следствия. Мария Бурак, арестованная и осужденная в 1948 году за попытку уехать на родину, в Румынию, вспоминает: «Во время допросов применяли недозволенные приемы, били, требовали, чтобы я в чем-то призналась. Я плохо понимала язык и что они от меня хотят, и когда им не удавалось заполучить мое признание о помыслах бежать в Румынию, то даже насиловали меня».
Жаловаться на изнасилования, совершенные охраной и администрацией, было бесполезно, как и на изнасилования, совершенные другими заключенными в лагере. И если в камере или бараке женщины могли делиться пережитым, то при выходе на волю тема табуировалась.
Унижение, стыд и боязнь общественного осуждения и непонимания были личной трагедией каждой пережившей насилие женщины и заставляли ее прибегать к защитному механизму отрицания. В связи с этим литературные произведения, ярко рисующие эту сторону лагерной жизни, немногочисленны и потому особенны ценны. Не смотря на то, что порой они сугубо субъективны и оценочны, для историков, социологов, и литературоведов, они представляют большой интерес. Ведь мемуары - это не только литературное произведение, но и свидетельские показания...
В своих рассказах Елена Глинка описывает страшное, даже изуверское, явление, получившее широкое распространение в лагерях СССР. Пожалуй, она стала первой, кто решился рассказать о «колымском трамвае», после которого в живых оставались далеко не все женщины...
«Я поведала историю, о которой из официальных источников вы не узнаете никогда, а живых свидетелей остались единицы. Да и те, по понятным причинам, предпочитают молчать. Не хочу, чтобы ЭТО ушло из памяти людской…», - говорила Елена Семеновна.
Особенно часто групповые изнасилования происходили во время этапирования. По инструкции мужчин и женщин должны были везти раздельно, но на практике конвоиров легко можно было подкупить. И вот тогда начинался самый настоящий ад...
⠀
«В рыболовецком поселке Бугурчан, влачившем безвестное существование на охотском побережье, было пять-шесть одиноко разбросанных по тайге избенок да торчал убогий бревенчатый клуб, над которым болтало ветром старый флаг. Оттого ли, что у председателя не было в запасе кумача, флаг не заменяли, он висел в Бугурчане, наверно, с довоенных лет, весь вылинял,— но серп и молот в уголке полотнища по-прежнему выделялись ярко, как номера на бушлатах каторжан.
В трюме судна, развозившего летней навигационной порой грузы для поселков и рабочую силу в лагеря, сюда доставили женскую штрафную бригаду. Окриками и матерной бранью, под лай сторожевых собак конвоиры согнали лагерниц к клубу, бдительно пересчитали по головам, после чего начальник конвоя скомандовал всем оставаться на местах и ушел разыскивать единственного представителя здешней власти — председателя поселка, которому надлежало передать этап.
Этап состоял в основном из бытовичек и указниц, но было и несколько блатных — жалких существ с одинаковой, однажды и навсегда покалеченной судьбой: сперва расстреляны или сгинули в войну родители, пару лет спустя — побег из детприюта НКВД, затем улица, нищета, голод,— и так до ареста за кражу картофелины или морковинки с прилавка. Заклейменные, отринутые обществом и оттого озлобившиеся, все они очень скоро становились настоящими преступницами, а некоторые были уже отпетые рецидивистки...
Теперь они сидели у клуба, перебранивались друг с дружкой, рылись в своих узелках и выпрашивали окурки у конвоя.
В это месиво изуродованных жизней лагерное начальство бросило трех политических, с 58-й статьей: пожилую даму — жену репрессированного дипломата, средних лет швею и ленинградскую студентку. За ними не числилось никаких нарушений и посягательств на лагерный режим, - просто штрафбригада комплектовалась наспех, провинившихся не хватало, директива же требовала в срочном порядке этапировать столько-то голов,— и недостающие головы добрали из осужденных на 25 лет исправительно-трудовых работ.
И вот новость: «Бабы в Бугурчане!» — мгновенно разнеслась по тайге и всполошила ее, как муравейник. Спустя уже час, бросив работу, к клубу стали оживленно стягиваться мужики, сперва только местные, но вскорости и со всей округи, пешком и на моторках — рыбаки, геологи, заготовители пушнины, бригада шахтеров со своим парторгом и даже лагерники, сбежавшие на свой страх с ближнего лесоповала — блатные и воры. По мере их прибытия женщины зашевелились, загалдели, выкрикивая что-то свое на залихватском жаргоне вперемешку с матом.
Конвой тоже поорал для порядка: на одних — чтоб сидели, где сидят, на других — чтоб не подходили близко; прозвучала даже угроза спустить, если что, собак и применить оружие; но, поскольку мужики, почти все с лагерной выучкой, и не думали лезть на рожон (а кто-то и вовремя задобрил конвоиров выпивкой), конвоиры не стали гнать их прочь — лишь прикрикнули напоследок и уселись невдалеке.
Женщины в голос стали клянчить махорку, просили заварить чифирь, предлагали в обмен самодельные кисеты. Большинство мужиков загодя запаслись этой снедью, и в толпу штрафниц через головы полетели пачки чая и папирос, ломти хлеба, консервы... Бросить изголодавшемуся арестанту корку хлеба — было поступком, наводящим на мысль о неблагонадежности, и наказуемым, случись это там, на сострадательной матушке Руси, там полагалось верноподданно опустить глаза, пройти мимо и навсегда забыть. Но тут — потому ли, что почти все здешние мужики имели лагерное прошлое? — тут был иной закон...
Компания засольщиков рыбы и единственный в поселке, уже изрядно выпивший бондарь притащили сверток с кетовым балыком, порезали балык на куски и бросили зекашкам.
Измученные морской болезнью и двухдневным голодом в трюме, женщины жадно хватали на лету подачки, торопливо запихивали в рот и проглатывали, не жуя; блатные долго, с хриплым кашлем курили дареный «Беломор». Какое-то время было тихо. Затем послышалось звяканье бутылок; несколько мужиков, как по команде, отошли в сторону и уселись пьянствовать с конвоем.
Насытясь, женщины хором затянули песни — сначала «В дорогу дальнюю», за ней «Сестру»; мужики вторили им знаменитой лагерной «Централкой»,— и после этой спевки все воспрянули, разошлись, стали шумно знакомиться...
Бытовички и указницы, которых в бригаде было большинство, вели себя тише и даже держались особняком. Правда, и они охотно брали подачки и вступали в разговоры, но будто отсутствовали при этом; мысли их были об ином: сроки у многих близились к концу, и им в отличие от политических не предстояла ссылка после лагеря. Краткосрочницы тоже ждали своего часа, и хоть возвращаться каждой из них было некуда и не к кому, и воля пугала некоторых, заранее обрекая их на беззащитность и равнодушие к их судьбам, но все горести будущего для них пока не существовали: воля есть воля, это главное, это одно уже давало надежду на жизнь впереди.
У политических «тяжеловесок» надежды не было — ГУЛАГ поглотил их навсегда. Втроем они сидели в стороне от толпы — студентка, швея и жена врага народа. Они уже поняли, для чего был устроен весь этот разгул и пьянка с конвоирами; поняли задолго до того, как солдаты один за другим в бесчувствии повалились наземь, и мужики с гиканьем кинулись на женщин и стали затаскивать их в клуб, заламывая руки, волоча по траве и избивая тех, кто сопротивлялся. Привязанные псы заливались лаем и рвались с поводков...
Мужики действовали слаженно и уверенно, со знанием дела: одни отдирали от пола прибитые скамьи, другие наглухо заколачивали ими окна, третьи прикатили бочонки с водой, четвертые - принесли спирт и рыбу...
Когда всё было закончено, двери клуба крест-накрест заколотили досками, раскидали по полу бывшее под рукой тряпье — телогрейки, подстилки, рогожки; повалили невольниц на пол, возле каждой сразу выстроилась очередь человек в двенадцать — и началось массовое изнасилование женщин — «колымский трамвай», — явление, нередко возникавшее в сталинские времена и всегда происходившее, как в Бугурчане: под государственным флагом, при потворстве конвоя и властей.
Насиловали под команду трамвайного «вагоновожатого», который время от времени взмахивал руками и выкрикивал: «По коням!..» По команде «Кончай базар!» — отваливались, нехотя уступая место следующему...
Мертвых женщин оттаскивали за ноги к двери и складывали штабелем у порога; остальных приводили в чувство — отливали водой, — и очередь выстраивалась опять. Но это был еще не самый большой трамвай, а средний, «трамвай средней тяжести», так сказать...
...Ночью все лежали пластом, иногда бродили впотьмах по клубу, натыкаясь на спящих, хлебали воду из бочек, отблевывались после пьянки и вновь валились на пол или на первую попавшуюся жертву.
Бывало ли что-нибудь подобное в те дремучие эпохи, когда, едва-едва оторвавшись от земли передними конечностями, первобытные существа жили еще животно-стадными инстинктами? Думаю, что нет.
...Тяжелый удар первого прохода «трамвайной» очереди пришелся на красивую статную швею. Жену врага народа спас возраст: ее «партнерами» в большинстве оказались немощные старички. И только одной из трех политических сравнительно с другими повезло: студентку на все два дня выбрал парторг шахты. Шахтеры его уважали: справедлив, с рабочими держится просто, политически грамотен... В нем признавали руководителя — и его участие в «трамвае» как бы оправдывало, объединяло всех: как мы, так и наш политрук, наша власть. Из уважения к нему никто больше не приставал к студентке, а сам парторг даже сделал ей подарок — новую расческу, дефицитнейшую вещь в лагере.
Студентке не пришлось ни кричать, ни отбиваться, ни вырываться, как другим, — она была благодарна Богу, что досталась одному.
Наутро конвоиры очухались, у каждого ломило башку с похмелья. Мужики были наготове: выбили доску в двери, двое протиснулись в образовавшуюся щель, поднесли, подлечили — и вскорости конвой опять мертвецки завалился под соснами. Автоматы лежали рядом, овчарки выли... Только на третьи сутки начальник конвоя наконец очухался и приказал мужикам открыть дверь и по одному покинуть клуб.
Мужики не подчинились. Начальник предупредил: «Буду стрелять!» — но и это не возымело действия. В заколоченном клубе зекашки умоляли конвоиров вызволить их, однако угрозы конвоя и мольбы женщин только подхлестнули насильников: они еще не пресытились «трамваем», а когда там в Бугурчан снова привезут баб! И кинулись насиловать еще ожесточенней...
Конвоиры вырубили дверь топором. Начальник повторил предупреждение, но мужики не реагировали и теперь. Тогда солдаты стали стрелять — сперва в воздух, потом в копошащееся на полу месиво тел.
Были жертвы. Но отупевшие, раздавленные, безразличные ко всему три женщины не интересовались, кто убит был и сколько...»
⠀
День свободы для Елены Глинки настал 9 мая 1956 года. Ее реабилитировали, ей возвратили документы фотографии родителей из дела. Через пять лет она закончила обучение и много лет проработала инженером-экономистом в судостроительной промышленности в Балтийском пароходстве.
В 1999 году по заказу Би-Би-Си был снят трехчасовой документальный фильм «ГУЛАГ», одна из частей которого была основана на воспоминаниях Елены Глинки. Фильм получил одну из самых престижных премий в области документального кино, а рассказы автора о страшной правде лагерной жизни до сих пор вызывают неподдельный ужас и шок...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13