Петр Вельяминов – яркий актер советского театра и кино, который, не имея актерского образования, поражал зрителей своим талантом и удостоился звания Народного артиста РСФСР. За плечами знаменитого актера 34 киноработы, самыми известными из которых считаются культовые многосерийные фильмы: «Тени исчезают в полдень» (1972) и «Вечный зов» (1973—1983).
Маленький Петя родился зимой 1926 года в семье офицера из знатного дворянского рода Вельяминовых. В 2027 году этому старинному боярскому роду, ведущему отсчёт со времён Ярослава Мудрого, исполнится 1000 лет. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича – Ивана Александровича Вельяминова – генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Их родовое поместье находилось в Рязанской губернии. В Марьиной Роще есть Вельяминовская улица, а под Москвой – деревня Вельяминовка.
В начале 1930-х годов его отец Сергей Петрович был осужден, и только спустя 6 лет вышел на свободу. Его, как бывшего офицера царской армии, отправили на строительство Беломорканала. Хотя он полностью перешёл на сторону революции и воевал в Красной Армии.
В годы войны мужчину снова задержали. Мать Петра происходила из польских дворян, на ее долю также выпала нелегкая участь: в декабре 1943 женщина была арестована. Родители Вельяминова были освобождены лишь в 1953, а спустя 3 года реабилитированы.
В 1943 году юный Петр Вельяминов и сам попал в лагерь. Ему было всего 16 лет. Как и его отец, он попал "под раздачу" и был задержан по обвинению «в принадлежности к антисоветской организации».
Артист вспоминал: «Меня привезли на Лубянку. Там раздели и постригли. Следователь кричал на меня, а потом... ударил. Это был первый шок, потому как со мной в жизни никто так не обращался. Затем повели в помещение и выдали рюкзак с домашними вещами. Только тогда я понял, что меня отсюда уже не выпустят. И заплакал...».
Парня приговорили к 10 годам заключения, отправив в пересыльный лагерь в Котласе Архангельской области. Подросток попал на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников. Работал на лесоповале бригадиром плотников, нормировщиком. Он был обессилен и весил всего 47 килограммов, с дистрофией его поместили в лазарет. И здесь ему повезло. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась с Петром в одной школе. Благодаря этой женщине он тогда и выжил.
Именно в заключении юноша открыл в себе актерские способности: он стал выступать в оркестре и в любительских постановках заключенных. Так лагерь стал для Вельяминова чем-то вроде театрального училища.
«Мой театральный университет – лагерь, где учился я театральному мастерству, – рассказывал Пётр Сергеевич в интервью. – Когда отсидел уже 8 лет и ожидал освобождения, меня перевели с Севера на строительство Куйбышевской ГЭС. Ночью, с группой товарищей нас привезли на пересылку. В камере было около двухсот человек. Стон раздался в камере, когда такие же несчастные люди, как я, услышали о моих восьми проведённых в заключении годах».
«Меня этапом отправили на Куйбышевскую ГЭС, потому что начальству нравилось, как я работаю. Мне сказали, что я освобожусь раньше. Это действительно произошло на год раньше… Мы разместились в бараках в посёлке Моркваши. Приехала комиссия с начальником режима смотреть нас на предмет участия в освобождённом театральном ансамбле. И меня взяли, несмотря на мои серьёзные статьи, и я проработал там до января 1952 года. Мы ездили по лагпунктам. Потом по режимным соображениям меня освободили от участия в ансамбле... Помню, мы строили больницу, там я работал уже сантехником».
Выйдя на свободу в 25, он фактически был уже состоявшимся артистом — постоянно участвовал в лагерной самодеятельности. Освободившись, Вельяминов, не имея актерского образования, устроился в драматический театр Абакана. Из-за ограничений паспортного режима он не мог жить в столице, колесил по глубинке, провинциальным театрам страны, где имел успех. Лишь 16 лет спустя ему удалось увидеться с родной сестрой
Судьбу перевернул 1972 год, когда Вельяминов снялся в кино. «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели его в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз, – вспоминал режиссёр фильма «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков. – Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».
После премьеры картины на Вельяминова обрушилась всесоюзная слава. В 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр «Современник». Но актёр решил оставить театр и полностью посвятить себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки.
В процессе своей актерской деятельности, актёр приезжал и в Тольятти (1975 год). «Когда я приехал в Тольятти, уже играя спектакль "Погода на завтра" в "Современнике", помню, я всё искал то место, где строил. Но этот центральный лазарет, этот медпункт найти было уже невозможно»…
Реабилитирован актёр был только в 1984 году, через тридцать два года после освобождения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев