Конно-железные дороги появились в XIX веке, они прокладывались на равнинах и в низменных местностях, поскольку подъём требовал постройки большого числа плавных кривых и припрягания дополнительных лошадей. Путь был чаще всего одноколейный с разъездами, реже — двухколейный.
Первая в мире конно-железная дорога (конка) появилась в 1828 году
в г. Балтимор (США). А в 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом.
Вагоны конки обычно имели небольшую массу, разделялись на грузовые и пассажирские (зимние закрытые, летние открытые, двухэтажные закрытые, а также вагоны с империалом — открытой площадкой на 2-м этаже).
Скорость движения вагонов конно-железной дороги составляла от 4-5 до 9-12 км/ч. Для конки использовались особо выносливые породы лошадей — тяжеловозы, срок их работы составлял 2-3 года.
Самарская конка была построена «Компанией городских и пригородных конных железных дорог России» от Старого Собора (сейчас Хлебная пл.) до Молоканского сада (сейчас ул. Первомайская) и открыта 10 (22) июля 1895 г. Также было построено ответвление от угла улиц Москательной (сейчас. Л.Толстого) и Самарской до вокзала.
Первый контракт на постройку в Самаре городской конно-железной дороги самарский городской голова П. В. Алабин и юрист Л. П. Блюммер, доверенное лицо предпринимателя Н. А. Рубинского, подписали ещё 22 июня 1886 года. Но договор не был утверждён, как того требовали правовые нормы тех лет, ни МВД, ни правительством Российской империи.
Но потребность в конке была. На конец 1887 года в Самаре, по данным губернского статистического комитета, проживало 90 384 чел., было 3744 деревянных дома и 960 каменных. Жителей города обслуживали 623 легковых и 811 ломовых извозчиков.
5 марта 1890 года между городской думой и Акционерным обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России наконец-то подписан контракт об устройстве и эксплуатации конно-железной дороги в г. Самаре. Но только в апреле 1895 года в Самаре на углу улиц Алексеевской (сейчас Красноармейская) и Самарской, инженер П.И. Векшин начал строительство первой линии конного трамвая.
В июне из Воронежа прибыли первые 11 вагонов конки, которые были доставлены в коночное депо напротив Молоканского сада. 10 июля состоялось торжественное открытие движения 8 вагонов по первой линии городской конно-железной дороги от Старого Собора до Молоканского сада.
Это было значимое событие в развитии города, которое изменило способ передвижения его жителей. Благодаря новой транспортной системе, жители Самары получили возможность быстро и удобно перемещаться по городу. Движение на конке начиналось в 8 часов утра зимой и в 7 часов летом, а заканчивалось в 22 часа. Отправляясь по своему маршруту, конка наполнялась общением и шумом пассажиров, испытывающих удовольствие от новой формы транспорта.
В июне 1900 года открылось движение от Молоканского сада до Постникова оврага. Протяженность сети всех линий с 1900 года и до полного закрытия коночного движения. составляла 12,7 км.
В 1909 году конка перешла в собственность бельгийской компании «Societe des tranways urbains et suburbains de Russie» («Общество городских и пригородных трамваев в России»). В 1915 году в городе открывается движение электрического трамвая широкой колеи. Трамвайные пути пролегали параллельно линиям конки.
Вскоре конка не выдержала конкуренции, её владельцы обанкротились и ликвидировали свое предприятие. В декабре 1917 года на основании решения Самарского городского Совета прекращено использование самарской городской конно-железной дороги для пассажирских перевозок. Предприятие признано убыточным для города. Всё оборудование конки – вагоны, лошади и т.д. было передано в распоряжение военных властей и эксплуатировалось ими ещё несколько лет. Всего 22 года проработала конно-железная дорога в Самаре.
Кстати, улицы, по которым когда-то проводили линии конки, были наиболее оживленными — они быстро превратились в главные автомобильные магистрали города. Трамвайные же линии проходили чаще всего по соседним тихим улицам, что и уберегло их от снятия, которое происходило повсеместно в 1950-60-е годы по всей стране.
Так, благодаря конке через 30 лет после ее закрытия трамвайные пути в центре города были спасены от снятия. По улицам, где когда-то ходили коночные вагоны, пошли троллейбусы. Так, в центре Самары сложилась своеобразная география линий электротранспорта: трамваи и троллейбусы идут рядом по параллельным, но не по одним и тем же улицам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев