Еще ближе к линии фронта, как бы повторяя его очертания, тянулись в том же порядке 2, 3 армейские полосы обороны, перед которыми проходила первая или главная полоса обороны. Хотя Северный фас Курского выступа образовался 21 марта, южный фас - 23 марта, еще 22 февраля Военный совет Воронежского фронта принимает постановление о мобилизации гражданского населения для строительства оборонительных рубежей. Курскому облисполкому необходимо было мобилизовать 50 тыс. человек и 2250 подвод. Мобилизованное население обязывалось прибывать к местам работ с собственными инструментами, причем лопатами должно быть обеспечено 75 %, топорами - 15, ломами - 10 % от общего количества прибывших людей. Необходимо отметить, что после этого первого постановления, в дальнейшем военное командование неоднократно проводило подобные мобилизации. Так, постановлениями Военных советов Воронежского и Центрального фронтов от 13 марта и 16 марта 1943 года в целях ускорения производств оборонительных работ к трудовой повинности привлекалось 32 тыс. 200 человек, а также 1030 лошадей. Всего на строительстве оборонительных рубежей аэродромов, дорог участвовало свыше 300 тыс. человек гражданского населения области.
Во время оборонительных работ куряне показывали примеры трудового героизма. Так, аэродром прикрытия железнодорожного узла Касторное был подготовлен всего за 4 дня. Директивное письмо зам. командующего ВВС Центрального фронта по тылу председателю облисполкома о подготовке аэродрома в Кастором поступило 20 марта 1943 года, а уже 24 марта аэродром начал принимать советские самолеты, которые обеспечивали безопасность движения поездов на ж-д участке Касторное- Курск.
В два раза быстрее, не за два, а за один месяц построили железнодорожную веку от станции Ржава до станции Старый Оскол.
Примечательно, что куряне на этом и других важных объектах работали, не считаясь ни со временем, ни с усталостью, понимая, что речь идет о защите родного края. Хотя были предусмотрены и материальные стимулы. Так, в соответствии с постановлением Военного Совета Центрального фронта от 16 марта 1943 года все производственные работы по оборонительному строительству в районе Курска мобилизованному населению оплачивались по сдельной, премиально-прогрессивной системе оплаты труда, а за досрочное выполнение отдельных огневых сооружений, опорных пунктов полагалась зарплата по нарастающей.
Для курян участие в оборонительных работах стало священной обязанностью, каждый привлеченный на трудовой фронт понимал, что он становится таким же бойцом, как боец Красной Армии. Поэтому люди трудились с большим патриотическим подъемом. Так, жена фронтовика Антонина Филатова, работая вместе с подругой на подноске кирпича, вместо 400 кирпичей по норме подносила 600-800.
В итоге, благодаря усилиям военнослужащих и массовому трудовому героизму курян, задание Государственного Комитета обороны по строительству оборонительных сооружений в районе Курского выступа были выполнены досрочно, вся линия оборонительных сооружений от линии фронта до реки Дон была укреплена. Общая протяженность вырытых и оборудованных на Курской дуге траншей, окопов и ходов сообщения составила около 10 тыс. км. Это равно расстоянию от Курска до Чукотки. Общий объем вырытой земли превышал объем земляных работ при строительстве Волго-Донского канала.
Родина не забыла подвиг курян. 18 сентября 1970 года Председатель Совета Министров СССР Косыгин А.Н., вручая второй орден Ленина Курской области, отметил: «В течение трех месяцев население области под ударом вражеской авиации помогало войскам строить оборонительные сооружения, аэродромы, дороги. Армия и население создали мощные оборонительные узлы, промышленные предприятия у линии фронта, даже под огнем противника не прекращали работ».
Нет комментариев