Обоянь была построена 1649 году и тогда же был определен список селений на Псёле и его притоках. Строительство острога началось в ноябре 1649 года. Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений.
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти первопоселения ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
-деревня Кортамышева - 24 двора;
-Гремячяя- 15 дворов;
-Каменка - 32 двора;
-Шевелева - 36 дворов;
-Енина (современная Туровка) - 32 двора;
-Воробьева - 11 дворов;
-Малыхина (современное село Усланка) - 10 дворов;
-Лунина - 13 дворов ныне село Лунино ;
-Курская, Лохтионово тож, позже Гнездилово (современный Трубеж) - 20 дворов;
-Офонасьева - 12 дворов;
-Горяинова (ныне Горяйново) - 28 дворов;
-Зорина (ныне село Зорино) - 42 двора.
-Хомуты (ныне село Хомутцы) – 28 дворов.
-Самаринова – 9 дворов.
-Озёрова современное село Песчаное.
-Белая, Кутафина (ныне село Белое)- 20 дворов.
-Полшикова
-Салотина ныне село Нижнее Салотино.
-Верховья Салотины. ???
Мелехова-
Полная ныне Бушмино 32двора
Вышняя Рыбница, потом Переверзева ныне село Бегичево.
Лунёва ныне деревня Шмырёва-
Гремячий Колодезь ныне деревня Гремячка15 дворов,
Анахина ныне деревня Анахино.
Коптева-
Село Покровское ныне село Каменка.
Планомерное заселение реки Псёл началось с постройки Белгородской засечной черты. При исследовании берегов реки Псёл в 1637 году, при выборе места крепости указывалось, что есть на притоках малые починки. Обследовались городища- Гочевское, Ивинское, Обоянское. Указом царя селится по правым притокам без дозволения центральной власти было запрещено. Земли правого берега «в больших лесах» относились к Путивльскому уезду. На левый берег это требование не распространялось. Он был в ведении Карповского воеводы. К этому времени по «упалым» рекам выше и ниже по Псёлу от Обоянского городища располагались небольшие поселения карповцев, которые осенью 1648 и весной 1649 годов стали осваивать эти земли и ставить свои первые починки. Карповский воевода Игнат Вердеревский из-за отсутствия свободной земли, разрешил своим служилым людям строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища». В одной из отписок И. Г. Вердеревского находим упоминание об этом событии: «… и я, холоп твой, велел им, сведенцам, строитца дворами в устье реки Пены у реки Псла и вверх по реке по Пслу и по упалым речкам у больших лесов …» Отсюда следует, что разрешение селиться по реке Пслу получили 400 карповских «староверстанных» детей боярских в конце лета 1648 года. Такое решение, было принято с нарушением установленных правил от безвыходности ситуации с размещением детей боярских в Карповском уезде.
Об этом свидетельствует переписка карповского воеводы стольника А. И. Еропкина о самовольном поселении на реке Псёл 200 карповских «нововерстанных» детей боярских . 1648, ФЕВРАЛЬ 25*. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ А. ЕРОПКИНА О ПРИЕМЕ КАРПОВА С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОСПИСИ. РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 256.— Л. 255—273.
Наличие поселений и их названия указаны в «Первом описании Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. «Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны, и та земля занята под Обоянской уезд. [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482» далее пишется как "Первое Описание».
Стан Каменский протянулся от западной окраины города Обоянь вдоль «Сундженской» дороги до деревни Стригослы. Начнем и мы знакомство с ним от Обояни. Первый пункт деревня Трубеж в 12 км от Обояни.
Речка Трубеж длиной 10 км, но она упомянута в Слове о полку Игореве. В походе участвовали родственники новгород-северского князя Игоря Святославича со своими дружинами: сын Владимир из Путивля, брат Всеволод из Курска, племянник Святослава Ольговича из Рыльска.
Дружине брат Всеволода из Курска было правильнее всего собираться на Трубеже и далее по Муравскому шляху идти на соединение с рыльской дружиной в Белгороде.
Путь из Новгорода Северского и сейчас известен- Шостка, Глухов, Суджа на Псёле, куда вышли путивльские и рыльские дружины и далее на Белгород куда от Трубежа подошла курская дружина. А за Белгородом земли половецкие.
О курянах князь Всеволод из Курска говорит:
«Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови,
оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни - сведоми къмети:
подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени; пути имь ведоми,
яругы имь знаеми, луци у нихъ напряжени, тули отворени, сабли изъстрени;
сами скачють, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю славе»
Трубеж название знаковое и не одно по матушке России. Трубеж есть в Рязани и под Киевом. В верхнем течении речка перекрыта запрудами. На ней населённые пункты: Хутора Пасечный, Нагорный, село Трубеж.
Село Трубеж -основано в 1649 году одновременно с городом Обоянью. Первое упоминание о нём встречается в Росписи Обоянского уезда землям и деревням воеводы Ивана Никитовича Колтовского. Свое начальное название деревня получила по фамилиям первопоселенцев - детей боярских Локтионовых (деревня Лохтионова), а современное название - по наименованию речки Трубеж, правого притока Псёла.
В топографическом описании Курской губернии А. Ф. Зубова (1784 г.) приводится следующее описание селения: "Трубеж деревня. Селением лежит на речке Трубеже, которая вышла из казачьих дач. Протяжение ее на десять верст и впадает в реку Псел. При оной же деревне на речке Трубеж две мельницы. Лес состоит на ровном и гористом местах. Близ селения чрез речку Трубеж два моста бревенчатых, которые состоят на дороге, лежащей от Обояни к городу Судже и в прочия селения".
По статистическим сведениям за 1882 год, в селе Трубеж Казацкой волости Обоянского уезда было 12 человек грамотных.
В 1896 году в селе числилось 176 дворов, занятых постройками, где проживало 1139 человек. Семья в среднем составляла 6 человек. Сейчас в Трубеже в 191 дворе проживают 611 человек. Таким образом, за 120 лет численность населения села сократилась вдвое. Семья трубежанца в среднем насчитывает сейчас 3 человека. В селе Трубеж Храм Архангела Михаила, 1868 года постройки. В этом храме 5 июня 1943 года было совершенно богослужение о даровании победы лётчикам 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Храм восстановлен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6