Казаки ли они?
История возникновения черкаских слободок в Попселье.
Первой появилась Слобода Пены. Разрешением Обоянского воеводы была выделена земля на речке Пена для поселения казачьей сотни, которая прибыла в полном составе с чадами и домочадцами с инвентарём и посевным материалом. Первый документ по истории села Пены- выписка из Межевой книги за 1651 год, в ней указаны размер и границы отведенных земель и приведены фамилии первых 65 поселенцев. Следующие 235 поселенцев прибыли на узаконенное место поселения с первым названием-деревня Черкасская.
Из Межевой книги известны 58 фамилий первых поселенцев, основавших Пены: Амельянов, Андреев, Антонов, Бездененко, Болоховец, Винокуров, Горуженко, Григорьев, Грищанов, Денисов, Дороженко, Евтифьев, Иванов, Киселев, Клементьев, Кодяков, Кондратьев, Константинов, Коптев, Коронин, Кравеч, Кривопутенко, Кудренко, Кушнарь, Лукьянов, Матвеев, Наумов, Никитин, Осипов, Остафьев, Отобыченко, Павлов, Попов, Потапов, Примудренко, Родов, Рудницкий, Савельев, Сасубрин, Свиридов, Смичненко, Степанов, Стоволос, Сученко, Счастнов, Тимофеев, Такарев, Токоренко, Токарь, Федоров, Хмелевский, Чернов, Швец, Шешкалов, Шмадченко, Яковлев и Якубов. Переселенцы были организованы в Пенскую казачью сотню слободского Сумского полка и приписаны к Карповскому уезду. В Карповском уезде деревня Черкасская находится до 1720 года. [Ф.350. Оп.2. Д.284. Л.384-462]. В дальнейшем сотня деревни Черкасской была частью суджанской сотни. Об этом пишет уроженец села Пены С. А. Валивахин «остатки Пенской сотни были просто причислены ко второй Суджанской сотне, насчитывавшей 88 казаков. Это подозрение основано на том, что в список казаков села Пены идет в числе других сел, чьи жители причислены ко второй Суджанской сотне».
Город Суджа не был сотенным местечком. Он был местом сбора казаков. Вся власть в Судже принадлежала суджанскому воеводе.
В 1767 году упоминается, село Черкасское Поречное, находящееся в 15 верстах от города Суджа. Это войсковая слобода, имеющая 19 дворов.
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится "Книга переписная казаков" за 1744 год, в которой указаны фамилии казаков и их братьев и свойственников Суджанского уезда села Черкаского Поречного: Богаченко, Прилуцкой, Деркаченко, Панченко, Пугач, Зарудной, Марченко, Каплунов, Швак, Синоженко, Петренко, Ляшенко, Белогура.
В 1743 году в Судже казаков осталось мало: В первой сотне, сотником был Иван Давыдов, числились: атаман – 1, хорунжий – 1, есаулов – 2, казаков – 41, к сотне были приписаны 7 казаков из села Мартыновка. Итого, вместе с сотником – 53 человека. Во второй Суджанской сотне, сотником был Иван Подольский, числились: атаман – 1, хорунжий – 1, есаулов – 2, казаков – 31. К этой сотне относились 7 казаков села Воробжа, 7 казаков села Поречное, 5 казаков из Казачья Локни, 2 казака из села Уланок. Всего числилось 57 казаков. Всего в двух сотнях суджанских было 110 человек старшины и казаков. Говорить о казачьем заселении Суджанского уезда не приходится. Основой населения были «Дети боярские и сыны дворянские» люди русские и по военному статусу более высокого звания чем казаки. К 1900 году в города возникают слободы: Гончарная, Заолешинская, Подол и Замостье, то есть говорить о казаках в этих слободах дело зряшное они даже войсковыми обывателями не были.
Как обстояли дела в городе Сумин? Город Сумин основывает в 1651 году русский воевода К. Арсеньев как город-крепость на правом берегу Псёла, на месте старого городища там, где в Псёл втекала река Сума, которая в свою очередь принимала здесь в себя реку Сумку. Начали строить в 1652 году, построили в 1653 году. «Сумин город» построили из дубовых колод, соорудили крепостные стены, под крепостью выкопали подземный ход к воде, насыпали вокруг крепости вал и выкопали глубокий ров. Оборонные сооружения дополнялись природными: реки Псел, Сума и Сумка с трёх сторон опоясывали город. Сумская крепость была одной из самых больших и наиболее укреплённых крепостей южных рубежей Русской Державы. Места эти порубежные были довольно безлюдными, населенные аборигенами здешних мест- северянами. После основания крепости стали переселятся жители из других мест.
Позже в 1655 году на службу в крепость из Белой Церкви перешла казацкая сотня во главе с атаманом Герасимом Кондратьевым. Сохранилась челобитная от черкасов Московскому царю Алексею Михайловичу «Бьют челом … бедные и разорённые от ляхов и татар г. Ставища черкасы атаман Герасимка Кондратьев и рядовые казаки, всех 100 человек… пришли мы из-за Днепра… с женишками и детишками и пришед стали на Псёле реке подле речки Сум…», с просьбой о дозволении поселится у города Сумин и службу нести. Как видно из текста челобитной город Сумы уже существовал и в его строительстве черкасы участвовать не могли при всем на то их желании.
«В 1658 году город стал центром сформированного Сумского слободского черкаского казацкого полка с подчинением белгородскому воеводе. В том же году с юга подступы к Сумам ограждал сделанный перекоп между Псёлом и Сумкой.
В 1732 году в состав полка входило не менее 16 сотен: две сотни Белополья, сотня Черкаского Бишкина, Верхнесыроватская сотня, сотня Ворожбы, Краснопольская, Лебединская, Межирицкая, Миропольская, Недригайловская, Новоместская, Нижнесыроватская, Ольшанская, Перекопская, Речанская, Рыбницкая, Сумская и две суджанские. Сотни Межирицкая и Миропольская крестоцелование и другие важные войсковые события проводили в Суджанской крепости.
Вот кратко о черкаском казачьем присутствии в Суджанском, Беловском и Обоянском районах оно ограничено городом Суджей и селом Пены. Только в них были казаки по службе.
Переселение во второй половине 17 века продолжалось отдельными лицами и малыми группами, которые не оставили следов в документах.
В описании за 1720-е в Карповском уезде годы появляются слободы черкаские:
Вотчина князя Меньшикова слобода Белая,
Вотчина графа Головкина слобода Томаровка,
Помещика Юрасова и других слободка Ивня; (здесь ошибка помещика Юрасова не было. Был помещик Курасов заселивший своих черкасов в село Польщиково отдельной улицей. В числе других указаны два брата Переверзевы, дети боярские Сергеевы, Малышевы, Давыдовы.
Слободка Курачина-хутор Курочкино- по владельцу сведений нет, но к 1800 году он стал вотчиной Переверзевых.
Слободка Гансжевка существует ныне как деревня Ганжевка, возможно это переселенцы из села Ганжевка Полтавской области. «Село Ганжевка находится на правом берегу реки Кобелячка, выше по течению примыкает село Медяновка, ниже по течению на расстоянии в 1,5 км расположен город Кобеляки.
Не исключено, что из села Медяновка переселенцы черкасы были выведены в сегодняшний райцентр Медвенка Курской области.
Слободка Лукашевка существует ныне как Синдеевка, название более позднее по фамилии помещика.
Село Полшиково. В "Писцовой и межевой книги города Обояни и его посады и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудовском.... 1684 года" записано: "деревня Полшикова, усадище к реке Салотинке, а в усадищах дворы помещиков обоянцев дворян и детей боярских": Корнея и Игната Ондреевых детей Полшиковых, Евстрата Медведева со товарищи: Григорием Микифоровым сыном Анахиным, Степаном Тимофеевым сыном Шеховцовым, Устином Кондратовым сыном Родионовым, Иваном да Тимофем Ильиными детьми Климовыми, Матвеем Григорьевым сыном Волковым, Иваном Елизаровым сыном Лукьянчиковым, Архипом Федоровым сыном Левковым, Афонасьем Максимовым сыном Быловым, Селиваном Ивановым сыном Кошавцевым".
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Курасовки Церковь святых бессеребренников Косьмы и Домиана поп Яков Григорьев Той же церкви дьячок Иван Семенов сын Щербунов».
В ходе Петровских реформ в 18 веке "детей боярских" перевели в сословие "однодворцы"и деревня Полшиково стало селом Курасовка. В 1719 г. село было однодворческим и помещичьим. В 1718 году помещик Курасов поселил отдельной улицей своих черкасов.
Во время первой ревизии (1723 г.) в селе Курасовка Салотинского стана было 42 двора (2 двора прапорщиков, 8 рейторских, 7 солдатских, 20 городовых служб, 1 двор помещиков Курасовых, 1 крестьянский, 1 поповский, 2 дьячковых).
В 1864 г. в селе построен деревянный храм святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Здание храма до нынешних дней не сохранилось. Черкасы помещика Курасова были крестьянами, а не казаками.
Слобода Бобрава впервые упоминается в официальных документах в 1784 году как деревня, возникшая на небольшой речке с заросшими деревьями, кустарниками и камышом берегами. Со временем в ней была построена церковь, и деревня стала селом. Расположено в верховьях реки Большая Бобрава. У нее позаимствовано имя села (упоминается в IV томе (1891 г.) энциклопедического словаря Брокгауза—Ефрона): «Бобрава, или Бобраева — слобода, лежит в узле трех уездов: Грайворонского, Обоянского и Суджанского, в 15 верстах от реки Псел. Число жителей 1600 человек. 200 дворов». В наше время сельский населенный пункт и административный центр Бобравского сельского поселения Ракитянского района Белгородской области России. Население составляло 1419 человек на 2010 год. В селе 10 улиц. Бобрава расположена в 17 км к северу от Ракитного (административного центра района) по дороге в слободу Белая, в междуречье реки Большая Бобрава и речки Бобравка.
Татьяновская церковь слободы Бобрава была построена в 1835 году на средства прихожан с преобладанием взноса князя Юсупова на землях, которого поселились черкасы. Здание было деревянное на каменном фундаменте, с колокольней.
В 1937 году церковь разрушена. Закладной камень нового храма святой мученицы Татианы был освящен 28 июля 2000 года. Строительство началось 5 июля 2001 года.
25 января 2003 года состоялось освящение храма святой мученицы Татианы. Чин освящения возглавил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. В просторечии называется Хохлатская Бобравка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3