Саратов под бомбами
Немецкая аэрофотосъемка Саратова, фрагмент которой вы видите, проводилась в 1942 году накануне массовой бомбардировки города.Прорыв группировки Вермахта к Сталинграду превратил Саратовскую область в прифронтовой регион. 9 сентября 1942 года здесь было введено военное положение. Первые вражеские самолёты в небе над Саратовом были замечены ещё в феврале 1942 года, но это была только разведка. Саратовский авиационный завод и Саратовский нефтеперерабатывающий завод (крекинг-завод) были включены Гитлером лично в список объектов, подлежащих обязательному уничтожению. . Важнейшей целью ставилось также разрушение железнодорожного моста через Волгу в районе Саратова — единственного в Нижнем Поволжье. 25−26 июня главной целью немецких лётчиков стал Третий Государственный подшипниковый завод (ГПЗ-3). В результате бомбардировок 26 июня 1942 года заводу был нанесен значительный материальный ущерб — разрушена почти четвертая часть основного производства, выведено из строя оборудование.
В сентябре главным объектом бомбардировок стал крекинг-завод им. С. М. Кирова, который снабжал горючим Сталинградский и Юго-Восточный фронты.
Варварским бомбардировкам Саратов подвергался с 12 по 27 июня 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня фашистские бомбардировщики били по заводу № 292 — Саратовскому авиационному заводу. В течение 50 минут вражеские самолеты тремя колоннами, делая один заход за другим, сбросили 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. В результате налета вышло из строя более 70% производственных площадей, свыше 60% оборудования.
Общий ущерб от бомбёжек в Саратовской области оценивается в 215 млн рублей (в ценах того времени), погибли около 400 мирных жителей. С разгромом немцев на Курской дуге фронт стал стремительно откатываться к Днепру, а затем дальше на запад. Саратовская область перестала быть в сфере досягаемости фронтовой авиации противника. Поэтому летом и осенью 1944 года авиационные и зенитные части с Волги перебазировались ближе к фронту.
Саратовские политехники - фронту
В годы Великой Отечественной войны преподаватели и студенты САДИ сражались на фронте, трудились на создании оборонительных сооружений вокруг города, оказывали помощь саратовским военным госпиталям. В лабораториях института велись важные разработки для советской армии, в 1942 году на основе гаража института была создана авторемонтная база Юго-западного фронта.
За первые семь месяцев войны в ряды Красной армии ушли 312
студентов, 17 преподавателей, 85 рабочих и служащих Саратовского
автодорожного института. 392 студента были призваны в армию прямо с мест практики, не возвращаясь, домой и в институт.
Всего за годы войны вуз выпустил 581 человек (323 инженера-строителя автодорог и 258 инженера-механика). Научно-исследовательская деятельность автодорожного института была подчинена нуждам фронта и тыла, сочетая теоретическую и практическую направленность. Доцент САИ Г. К. Бутовский и инженер А. И. Клочков провели исследования, касающиеся перевода автомобилей на новые виды топлива. В результате в 1943 г. в Саратове автомобили и учебные танки работали на сжиженном газе, изготовленном из местного сырья.
В условиях военного времени актуальным делом становится
своевременное, правильное маскирование различных объектов. Большую роль в решении этой проблемы сыграл доцент автодорожного института В. Л. Бойницкий. Под его руководством в Саратове и окрестностях были созданы ложные объекты с соответствующими ориентирами. Это дезориентировало немецкую авиацию, отвлекало ее от действующих объектов. Разработанные Бойницким рекомендации по маскировке военных и промышленных объектов, автоколонн и эшелонов легли в основу инструкции по маскировке, изданной Главным Управлением МПВО НКВД СССР.
Внесли свой вклад представители автодорожного института и во
всенародный фонд обороны СССР – сбор денег, вещей и отправка их на фронт (тулупы, валенки, ватники, шапки, табак) участие в государственных лотереях, займах. В годы Великой Отечественной войны широких размах приобрела шефская деятельность различных организаций над госпиталями.
Шефская помощь включала в себя целый ряд разнообразных мероприятий: организация ежедневных и систематических дежурств (в основном после учебы и работы), помощь продуктами питания, снабжение госпиталей литературой, читка книг, организация выставок, библиотек, передача вещей, стирка белья, пошив, починка обуви и одежды, организация художественной самодеятельности, донорское движение.
На этом фото видна отчетливо железнодорожная ветка к песчаному карьеру, огибающая вуз справа, между главным корпусом и корпусом Дома ребенка. Эту ветку разобрали в конце сороковых.#сгту #политех #саратов #фото #история #война #ссср
Нет комментариев