Мнение ученого
Родственница давным-давно мне рассказывала: когда ее сын пошёл в школу, она стала ежедневно получать весточки от учительницы в виде записей в дневнике: «Болтает на уроке… смотрит в окно… смеётся… выполняет упражнение и рисует иллюстрации к нему…». Опытная мама пришла в школу и просто спросила молодую учительницу начальных классов, чего она хочет.
Давайте попробуем понять, чего же мы хотим добиться, делая строгие записи в дневнике? Для начала вспомним народную мудрость. Если дети ведут себя очень тихо, вариантов всего два. Или они заболели, или проказничают. Не зря существует английская шутка:
«Мери, твоего младшего брата уже пять минут не слышно, сходи посмотри, что он делает, и скажи, чтобы немедленно прекратил!»
Согласно мировой статистике, 85% детей на вопрос, зачем они идут в школу, отвечают: общаться со сверстниками. Вдумайтесь, именно общение мы видим ежедневно. Чем старше становятся наши ученики, тем раньше они приходят в школу, сидят в коридорах, стоят кучками на улице; то же самое можно наблюдать на переменах. Во время уроков раньше перекидывались записками, сейчас посылают сообщения на смартфоны. Попытки добиться абсолютной тишины в течение шести уроков обычно кончаются неудачей. Разве что вы соберете гаджеты в коробочку, как это сейчас делают во многих школах после рекомендаций Минпросвещения России.
«Мне нужно, что они сидели тихо, поднимали руку строго перпендикулярно, говорили только после того, как я разрешу, а они все шумят!» Так жаловалась очередная учительница на своих второклассников. Мне всегда казалось, что такие педагоги просто работают не на своём месте, неверно выбрали профессию. Перед нами – живые дети, они постоянно растут, меняются. Жизнь – это движение.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск"Учительская газета", 30 сентября 2019Послесловие школьника (бывшего)
Дети болтают и не слушают учителя, когда им неинтересно. Вам ничего не скажет эта фамилия (это было в другой школе, может быть, только Ирина Анатольевна слышала про этого учителя), но на уроках истории, которые в 4-5 классах (1976-1978 гг) вела
Антонина Платоновна Мужельская, стояла тишина. Отпетые хулиганы и откровенные раздолбаи с интересом слушали учителя. Не только пряник был задействован, конечно, болтовня строго пресекалась бы. Именно "бы". Если кому-то вдруг пришло в голову поболтать. Антонину Платоновну слушали не потому, что боялись (ну ладно,
не столько поэтому), а потому что всем было интересно.
У меня в дневнике надпись из первой картинки появлялась только частично: "Не готов". Насчет "Болтает" - ни разу не был пойман с поличным.
Зато часто учителя писали: рисует в учебнике. И ставили двойки по поведению почему-то. А могли бы и по рисованию. Но страсть к иллюстрированию учебников отбили.
А какие записи в дневниках делали учителя вам, помните?
#дети #школа #школьники
Нет комментариев