Как в крестьянских семьях детей воспитывали.
Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16-ти. При этом крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.
⠀
Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребят удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах. Да и сами крестьяне поначалу насторожено относились к обучению своих детей. Как пишет историк В. Зверев, «отрицательно влияла в деревне традиция, и существовали поверья: «Наши отцы неучёны были – лучше нас жили»».
Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись
бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили и церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».
Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Лев Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. В одном из писем он писал:
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых… И они кишат в каждой школе!»
Крестьянская среда более сурово подходила к обучению девочек, нежели мальчиков. Девочки чаще оставались вообще без обучения грамоте. Это факт подтверждает Вера Ефимовна Кудпина, уроженица села Устюг Енисейской губернии: «Особо мои родители не стремились давать мне и моим сестрам образование , большое внимание уделяли на грамотность сыновей. Часто говаривали девочкам так: «Прижмись к прялке и сиди, прясть можно и неграмотной».
«Мама была безграмотной, - вспоминала Клавдия Евгеньевна Егорова, уроженка деревни Ключевая Томской губернии, - а отец умел читать и писать. Отец стремился дать образование моим братьям, а нам, девчонкам, говорили, что это не нужно. Главным для нас было работать за прялкой, а потом садиться за уроки. Книг дома не было, только один молитвенник».
⠀
Ещё долгое время приучение к труду в крестьянских семьях оставалось превыше образования. Итогом трудового крестьянского воспитания было формирование такой личности, которая была бы готова к жизни в любых условиях, к любому труду, и не мыслящей без него жизни. При этом происходила и социализация ребенка, развитие его умения сотрудничать с другими. Веками отработанные воспитательные методы в этом направлении позволяли обходиться без насилия и – в большинстве случаев – даже без принуждения.
«Сегодняшний день не без завтрашнего», - мудро говорили крестьяне. Они видели в детях будущее общества, а потому передавали им бесценный жизненный опыт, сохраняемый из поколения в поколение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1