Какой была в жизни Оливия де Хэвилленд.
В июле 2020 года ушла из жизни Оливия де Хэвилленд — та самая Мелани из культового фильма «Унесённые ветром».«Оскароносная» актриса дожила до 104 лет, пережила всех своих партнёров по фильмам и была одной из последних звёзд золотой эры Голливуда. Подумать только: её партнёры Кларк Гейбл и Вивьен Ли - скончались еще в 60-е, Лесли Хауард, игравший Эшли Уилкса, погиб в авиакатастрофе в 1943-м, Хэтти МакДэниел, после роли Мамушки ставшая первой чернокожей актрисой, удостоенной «Оскара», умерла в 1952-м. А исполнительница роли самоотверженной и приятной во всех отношениях Мелани дожила до нового века и прекрасно провела в нём 20 лет. В начале 2020 года многие делились в соцсетях свежей фотографией Оливии: в 103 года она преспокойно рассекала на велосипеде по парижской улице.
Хорошие гены достались Оливии и её сестре, другой легенде золотого века Голливуда - Джоан Фонтейн, от родителей: оба были долгожителями, мать прожила 89 лет, отец - 96. Девочки появились на свет в Токио, где жили и работали их родители, и были погодками. В Японии сёстры часто болели, поэтому родители решили вернуться к себе на родину, в Великобританию. Но добрались только до Сан-Франциско: в дороге девочки расхворались ещё больше, и мать благоразумно сочла, что калифорнийский климат подойдёт им лучше. Дочерей она выходила, а мужа не удержала - тот вернулся в Японию, где у него завязался роман с местной домработницей, ставшей впоследствии его второй женой.
В 4 года Оливия начала заниматься балетом, в 5 - научилась играть на пианино; рисовала, писала стихи, и в 17 лет стала играть в любительском театре. Мать к тому моменту вышла замуж повторно, и отчиму Оливии крайне не нравилось, что падчерица участвует в постановках. Девушка же предпочла хлопнуть дверью и уйти из дома, при этом она даже не была уверена, что хочет становиться профессиональной актрисой - Оливия подумывала о более скромной, но надёжной карьере преподавательницы английского языка…
Дальше всё было, как в сказке. Как-то ассистент знаменитого режиссёра Макса Рейнхардта, ставившего в Америке «Сон в летнюю ночь», увидел Оливию, и она стала второй дублёршей исполнительницы роли Гермии. Но незадолго до премьеры из спектакля ушли и актриса, игравшая эту роль, и её первая дублерша. И Оливия, сыгравшая Гермию, очень понравилась Рейнхардту. Когда на студии Warner Bros. ему предложили сделать киноверсию спектакля, он объявил, что хочет снимать в этой роли только Оливию, и настоял на своём. И он же окончательно разубедил её становиться учительницей.
⠀
Второй фильм с участием Оливии должны помнить русские зрители старшего поколения: это был «Капитан Блад», экранизация романа Рафаэля Сабатини. В США он вышел в 1935-м, а в СССР - после войны, наряду со многими другими «трофейными» фильмами. Картина стала большим хитом, а дуэт Флинна и де Хэвилленд показался всем очень удачным; потом они ещё несколько раз снялись вместе в приключенческих фильмах. Любопытно, что много позже они признались друг другу в любви - Флинн в своей автобиографии, а де Хэвилленд - в 2009 году в интервью: «Я чувствовала ужасное влечение к нему, да, если честно, и сейчас его чувствую». Но романа у них не было: Флинн был женат, и для Оливии это стало непреодолимой преградой.
⠀
К концу 30-х де Хэвилленд уже была настоящей звездой. Она быстро научилась профессиональному актёрскому мастерству, и режиссёр Мервин ЛеРой восторженно сказал о ней, что если на свете и есть прирожденная актриса, то это Оливия: «она может произнести фразу с любой интонацией, которую требует режиссёр, так точно, как будто играет на пианино».
⠀
Ну, а дальше были «Унесённые ветром». Если актрису на роль Скарлетт О'Хара продюсер Дэвид Селзник искал долго и мучительно (Вивьен Ли утвердили, когда съёмки уже шли полным ходом), де Хэвилленд он выбрал на роль Мелани почти сразу. Оказалось, что и она, когда читала роман Маргарет Митчелл, представляла себя именно в этой роли. Единственная загвоздка была в том, что Оливия была связана контрактом со студией Warner Bros., и её глава Джек Уорнер не хотел отпускать актрису на съёмки к Селзнику.
Тогда де Хэвилленд отправилась к его жене, объединила с ней усилия, и они вдвоём убедили Уорнера дать ей возможность всё-таки сыграть в этом фильме. Неудивительно, что за свою потрясающую работу, которую восторженно оценили и зрители, и критики, Оливия была номинирована на премию Оскар как лучшая актриса второго плана, но не получила её - статуэтку она уступила Хэтти МакДэниел, первой афро-американке, которая когда-либо получала эту награду. 23-летняя Оливия была опустошена... «Когда я вернулась домой с церемонии, я была убеждена, что Бога нет», — признавалась она 75 лет спустя. Как говорили, Оливия тогда не получила «Оскар», потому что больше не была актрисой второго плана. Она была самой настоящей звездой и, разумеется, академики это видели. Свои два «Оскара» она завоевала уже в 40-е годы - за фильмы «Каждому своё» и «Наследница».
⠀
Оливия де Хэвилленд была человеком с достаточно сильным характером и умела постоять за свои права. Помимо многочисленных ролей она известна громким судебным процессом со студией Warner Brothers, который привёл к появлению так называемого «прецедента де Хэвилленд», изменившего правила взаимоотношений актёров и продюсеров. В начале 1940-х годов актриса была недовольна ролями, которые ей навязывала киностудия: режиссёры и продюсеры считали, что ей больше подходят драматические роли. Из-за этого случился скандал, который в итоге привёл к судебному процессу. Согласно контракту тех лет, де Хэвилленд должна была оставаться зависимой от киностудии ещё по истечении полугода после прекращения действия контракта и не имела шансов получить роль где-то ещё. Совместно с Гильдией киноактёров актрисе удалось выиграть процесс и ослабить влияние студии. Ей были благодарны все актёры Голливуда.
⠀
Потом карьера де Хэвилленд не то чтобы пошла на спад, но снималась она всё реже и реже. Личная жизнь стала для неё важнее…Брак с первым мужем, журналистом и писателем Маркусом Гудричем (от которого Оливия родила сына), продлился всего несколько лет, а вот со вторым супругом - Пьером Галантом, шеф-редактором популярнейшего французского журнала «Пари Матч» - актрису связывали долгие и нежные отношения. Она встретилась с ним в 1953-м на Каннском кинофестивале, два года спустя вышла за него замуж, родила дочь Жизель, а в 1962-м как бы рассталась. Как бы - потому что супруги после этого шесть лет (!) жили под одной крышей, чтобы вместе заботиться о дочери, а потом Пьер переехал в дом на другой стороне улицы. Какая-то удивительная иллюстрация к фразе «наша нежность и наша дружба сильнее страсти, больше, чем любовь»: официально супруги развелись только в 1979-м, но и тогда вовсе не рассорились. Оливия общалась с Пьером вплоть до 1998 года, когда он умер от рака лёгких.
⠀
Начиная с 1955 года она жила в Париже, периодически выбираясь в Америку. Во Франции её обожали. В 60-е именно она стала первой женщиной - председателем жюри Каннского кинофестиваля), а когда в 2010-м ей вручали орден Почетного легиона, расчувствовавшийся Николя Саркози воскликнул «Спасибо, что вы нас выбрали!» При этом она была дорогой гостьей в Лос-Анджелесе на церемонии вручения «Оскара», где на неё взирали с величайшим почтением.
⠀
Красной нитью через всю биографию Оливии проходит её вражда и отвратительные отношения с сестрой, Джоан Фонтейн (она взяла псевдоним, фамилию матери). Говорят, ещё в детстве Оливии не нравился сам факт того, что у неё есть сестра: она ломала её игрушки, разрывала её платья, девочки постоянно дрались. А пик их нелюбви друг к другу пришёлся на тот момент, когда Джоан тоже решила стать актрисой. В 1942-м обе были номинированы на «Оскара», но победила Джоан - и отказалась принимать от Оливии поздравления. Позже Фонтейн объясняла это так: «Я была совершенно парализована. Мне казалось, что сестра сейчас подойдёт и вцепится мне в волосы. Мне казалось, что мне снова четыре года, и она опять будет со мною драться».
В 1946-м в интервью Джоан плохо высказалась о первом муже Оливии, к величайшему неудовольствию последней: когда в следующем году де Хэвилленд получила «Оскара», то демонстративно не пожала сестре руку, которую та протянула ей за кулисами. В середине 70-х Фонтейн заявила: «С сестрой можно развестись так же, как с мужем. Я с ней не общаюсь и общаться не намерена!» И добавила: «Я первой вышла замуж, первой получила «Оскар», и, несомненно, умру первой - и сестра будет в бешенстве, когда поймёт, что и тут я её обошла!» Джоан действительно умерла первой - в 2013 году в возрасте 96 лет.
⠀
Ну, а Оливия исполнила свою мечту - прожить 100 лет, и дожила свой век в полном благополучии: в таком почтенном возрасте без проблем и без посторонней помощи поднималась и спускалась по лестнице, много читала, несмотря на возрастные проблемы с глазами, сама отвечала на вопросы, заданные по электронной почте. И в ответ на вопросы о долголетии говорила, что главное - это любить, смеяться и постоянно чему-то учиться. Оглядываясь назад, де Хэвилленд говорила, что прожила полную жизнь: «Я не чувствую себя довольной или счастливой. Это что-то другое. Просто я благодарна за то, что жила. И что сделала так много дел, которые хотела сделать и которые имели большое значение для других людей».
⠀
«Если бы мне пришлось когда-нибудь уйти из этой жизни, я бы хотела сделать это в шезлонге, надушенной, в бархатной мантии и с жемчужными серьгами, выпив бокал шампанского», - говорила в интервью Оливия. Она умерла в Париже в своём доме, а причиной смерти стал старческий возраст.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3