Креститель или Купала?
Событие рождения Иоанна Крестителя, описываемое в Евангелии от Луки, празднуется Церковью с древнейших времен и на Востоке, и на Западе. Некоторые из песнопений, прославляющих это событие, были написаны свт. Анатолием, патр. Константинопольским еще в V в., то есть задолго до Крещения Руси. Эти песнопения поются в православных храмах и сегодня. Православные этот праздник празднуют 24 июня по юлианскому календарю (т.е. 7 июля по новому стилю), а католики 24 июня по григорианскому календарю.
Как же отмечают в нашем народе этот праздник? «В ночь на Ивана Купала молодежь собирается в рощах на берегу реки. Прыгают через костры, ищут цветок папоротника. Предаются любовным утехам. Девушки пускают на воду веночки – чтобы наколдовать жениха». Подобные «советы» по проведению «праздничной ночи» сегодня то и дело слышны со страниц авторитетных журналов. Да и телевизионные выпуски новостей не обойдутся без «праздничного репортажа с берегов Днепра». «Древняя традиция, исконные обычаи нашей земли», – заметят с умным видом журналисты. «Христианская традиция», – поправят «знатоки»...
Нет! Не христианская! И с древнейших времен православные христиане называли подобные обычаи очень точно –зловерие! Хотите аргументы?
«Церковь, идя навстречу пожеланиям трудящихся, адаптировала языческий праздник Ивана Купала для своих нужд, – скажет атеист, – ведь в дохристианскую эпоху у некоторых русских племен, действительно, был некий праздник мира и блуда».
Но, во-первых, праздновали день летнего солнцестояния 22 июня. А это немного раньше, чем 7 июля (24 июня по ст. стилю). Во-вторых, уж «Иваном Купалом» он в дохристианские времена точно не мог называться. Наверное, ни для кого не секрет, что привычно-русское имя Иван есть ни что иное, как трансформированное еврейское Йоханан (евр. «благодать Божия»). Само имя «Иван Купала» – просто местный «авторский» перевод. В еврейском и греческом языках слово «Креститель» можно перевести как «окунающий, погружающий в воду». Спросите у филологов. Так что, Иван Купала – это не языческий божок, благословляющий оргии. А тот самый пророк и аскет, Предтеча и Креститель Господень. Наверное, грустно ему взирать на творимые в день его памяти беззакония...
Между прочим, подобное празднование Рождества Иоанна Крестителя, с кострами и фейерверками, можно наблюдать и в некоторых католических странах. Эпоха Ренессанса (то есть откровенного возрождения язычества) возродила и древний языческий праздник солнцестояния.
Но как же произошло, что и здесь христианский праздник превратился для некоторых в языческую оргию? Не станем говорить о влиянии Запада на нашу культуру. Если День Всех Святых там умудрились превратить в откровенно бесовский Хелоуин, то удивляться уже не приходится. Не будем оспаривать и то, что во времена Древней Руси какие-то псевдохристиане продолжали свои языческие радения. Но одобряла ли их поведение Православная Церковь? Конечно, нет! Напротив, строго обличала двоедушие и двоеверие, налагала епитимии и отлучала от Святого Причастия за несовместимый с христианством образ жизни. То есть, ставила человека перед выбором: «Ты язычник или христианин?» Наверное, и сегодня любителям «прибрежных радений» пора уже точно определиться: вы в Церкви или вне Ее? И не откладывайте свой выбор на потом – очень уж скоротечна земная жизнь человека.
Страшно становится, когда люди, считающие себя христианами, по невежеству и глупости предаются кощунству, оскорбляя собственную веру.
«Косящие» от призыва в армию юнцы лихо прыгают через костер. Удали столько, что хоть медаль «За отвагу» давай! Но эта тренировка вряд ли поможет перепрыгнуть огонь ада.
Толпы «искателей счастья» носятся по зарослям в поисках цветков папоротника. Перечитайте школьный учебник по ботанике. Он, конечно, скучнее «Кама Сутры», но знать, как размножаются папоротники не помешает.
Местные «охотники за приведениями», выпучив глаза, стоят на берегу – ждут появления русалок. Как правило, русалки обязательно появляются после третьего стакана. А после третьей бутылки в наших краях можно увидеть и лох-несское чудовище...
Девицы засоряют водоемы веночками, пытаясь нашаманить себе замужество. А если до утра ждать замужества наскучит, то можно предаться откровенному блуду! И это в Петров пост, когда и «браки не венчаются», и «супругам положено воздержание»...
Ничего общего с Православным Христианством у подобных забав нет и быть не может. Сейчас все очень много говорят о возрождении духовности. Вот и думайте, что мы возрождаем после 70-ти лет безбожия. Христианство или язычество? Веру или суеверия? Жизнь во Христе или смерть во грехе? Этот праздник – день Вашего выбора.
А Вы что праздновали? Рождество Иоанна Крестителя или ночь на Ивана Купалу?
Игумен Валериан (Головченко)
Записки на полях души. №5(10)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев